«Инерция разгона экономики»: за счет чего промышленность Татарстана набирает обороты
Промышленное производство в Татарстане продолжает ускоряться. Рост по итогам января – июля составил 3,8%, это наивысший уровень за весь текущий год.
Промышленное производство в Татарстане продолжает ускоряться. Рост по итогам января – июля составил 3,8%, это наивысший уровень за весь текущий год. Но новые рекорды пока под вопросом, и связано это не только с повышением ключевой ставки ЦБ, эффекты от которого, очевидно, статистика покажет уже в августе и осенние месяцы.
За семь месяцев 2023 года выросли все четыре сегмента ИППИюльская статистика Татарстанстата показывает, что промышленное производство в Татарстане продолжает ускоряться. Рост по итогам января – июля 2023 года составил 3,8%, это наивысший темп за весь текущий год и продолжение тренда, заданного в предыдущие два месяца. Татарстан по-прежнему позитивно выделяется на фоне России – по стране за семь месяцев промпроизводство выросло на 2,6%.
Интересно, что на рост индекса влияние оказало не только увеличение объемов в обработке, что в этом году стало уже стандартной причиной, но также позитивная динамика в энергетике и, что еще более удивительно, в отраслях, связанных с водоснабжением и водоотведением, утилизацией отходов и ликвидацией загрязнений. Обычно в этом сегменте Росстат фиксировал падение, причем двузначными темпами. И в Татарстане ситуация была более негативной, чем по стране в целом. Но вот по итогам января – июля этот сектор даже показал рост, пусть и всего на 1,3% (по РФ падение в нем сохранилось, но индекс составил всего 96,3%).
Обработка в России за семь месяцев скакнула на 6,1%, в Татарстане темпы оказались более скромными – всего на 5,7%. А вот сырьевой сектор республики вырос на 1,1%, при сокращении объемов добычи полезных ископаемых по стране на 1,3%. Напомним, данные о добыче нефти Росстат с весны не публикует по распоряжению Правительства РФ, поэтому можно только догадываться, что теперь колеблет кривую динамики в сырьевом секторе. В плюсе за семь месяцев оказалась и энергетика – на символические 0,2% по РФ и на существенные 2,5% в Татарстане. Другими словами, в расчете за январь – июль в республике рост был зафиксирован во всех четырех составляющих ИПП.
Добавим еще позитива. Так, в отгрузке темпы отставания от прошлогодних достижений сократились до 8,7%, в деньгах за семь месяцев – это более 2,5 трлн рублей. Есть надежда, что за второе полугодие разрыв будет полностью нивелирован. По прогнозам Минэкономики РТ, отгрузка по итогам года перевалят за 4,5 трлн, в сопоставимых ценах рост составит 2%.
По-прежнему растет в республике строительство: за январь – июль объем работ в этой сфере скакнул на 22,1%, до почти 282 млрд рублей. В плюсе и ввод жилья – рост на 15,3% – введено почти 2,5 млн кв. метров, и сельское хозяйство, и обороты розничной торговли, и платных услуг населению.
Также Татарстанстат, как обычно в июльской сводке, объявил и данные по инвестициям в основной капитал за полугодие. Сумма превысила 386 млрд рублей, рост составил 16,5%. По России рост более скромный, но тоже существенный – на 12,6%. Правда, в структуре источников финансирования выросла доля бюджетных средств – в Татарстане за первое полугодие текущего года она составила 16,9%, за аналогичный период прошлого года было всего 7,1%. Одновременно сильно сократилась доля банковского кредитования.
С учетом новых вводных, мы пересчитали Индекс «Татар-информа» за первое полугодие 2023 года – он вырос со 106,1% до 106,7%.
«От активного роста – к стабилизации объемов производства»Лидеры роста в обработке не меняются – что в России, что в Татарстане. Двукратные темпы в республике снова показали производители компьютеров, электронных и оптических изделий (на 63,3% за семь месяцев года), электрооборудования (на 36,3%), мебели (25,9%), одежды (на 12%), прочей неметаллической минеральной продукции (на 11%), а также металлургии (на 18%). Правда, в отгрузке на все эти отрасли приходится примерно 7%.
Что важнее для Татарстана – растет и автопром (на 22,2%), доля которого в отгрузке – уже более 11%, отрасль является одним из столпов экономики республики. По данным Татарстанстата, в июле в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов было зафиксировано «значительное увеличение объемов производств» – на 5,7%. Выпуск автобусов с допустимой максимальной массой более пяти тонн вырос по сравнению с июлем 2022 года в 2,5 раза. А автомобилей-тягачей седельных для полуприцепов было выпущено на 76,9% больше, чем в июле 2022 года.
Интересно, что по РФ автопром, при снижении производства за семь месяцев на 4,6%, в июле скакнул на фантастические 46,2%. Это второй результат по стране: больше, чем в компьютерах, но меньше, чем в производстве прочих транспортных средств и оборудования.
В «Финаме» рост выпуска автотранспортных средств называют «восстановительным»: по отношению к объемам двухлетней давности (июль 2021 года) производство все еще ниже на 38%. «Выпуск легковых автомобилей увеличился в 2,1 раза к июлю прошлого года, но, по нашим оценкам, исходя из данных Росстата, это лишь 40% от уровня июля 2021 года», – отмечают аналитики. В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) добавляют, что сектор по-прежнему остается одним из наиболее пострадавших от кризиса – отставание от среднемесячного уровня 2021 года в июле составило 31%.
Больше нефтепродуктов и продуктов питанияПродолжается рост в базовой для Татарстана отрасли – производстве кокса и нефтепродуктов (порядка 22% в отгрузке, больше, чем у добычи), за январь – июль был зафиксирован максимальный за этот год темп в 4,1%.
Выпуск химических веществ и продуктов в плюс снова не вышел – хотя сокращение в этой отрасли и замедлилось до минус 6,9%. По оценке ЦМАКП, возобновление роста здесь только намечается, но потенциал дальнейшего ускорения сохраняется. Однако связано все будет с преодолением транспортно-логистических ограничений на экспортные поставки. По-прежнему стагнирует в Татарстане производство резиновых и пластмассовых изделий. При этом в первом сегменте рост составил 8%, очевидно, скакнув вслед за восстановлением автопрома. Поэтому июльское снижение в этой двусоставной группе обеспечила ранее активно растущая «пласмассовая» часть.
Среди других особенностей, отмеченных ЦМАКП – ускорение роста выпуска продуктов питания. В Татарстане на 2,7% в июле, в России – на более существенные 11,3%. Однако наибольшую роль в данном росте в общероссийском разрезе сыграл скачок переработки рыбной продукции, что для нашей республики явно не актуально (поэтому и динамика оказалась скромнее).
За семь месяцев года производство в Татарстане сократилось в десяти отраслях, но в этом плане тоже все стабильно. В аутсайдерах по темпам падения остаются обработка древесины (минус 21,9%), текстильное производство (на 14,3%), бумага и бумажные изделия (на 13,4%), а также производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (на 9,2%).
По оценке ЦМАКП, тем не менее, в деревообработке заметен некоторый прогресс, а «до полного восстановления в этой одной из наиболее сильно «просевших» после введения санкций отраслей остается немного: по итогам июля объем производства отставал от среднемесячного уровня 2021 года на 10%». Это видно и по статистике в Татарстане: хотя отрасль остается лидером по темпам падения производства, в июле 2023 года в сравнении с июлем 2022-го рост в обработке древесины составил 20%.
«Инерция разгона, поддержанная ростом госрасходов»По оценке руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольги Беленькой , данные Росстата за семь месяцев показывают «набранную инерцию разгона экономики, поддержанную ростом госрасходов, которые в начале года разогревали выпуск в промышленности, прежде всего, в отраслях, часто ассоциируемых с производством военной продукции, а также кредитования и несбалансированным рынком труда».
Хотя прогнозы по росту ВВП в целом аналитики сейчас пересматривают в сторону увеличения, тем более что потребительский бум пока не сбавляет оборотов, перспективы дальнейшего разгона именно промышленности вызывают, скорее, скепсис.
Тем более что, по данным мониторинга предприятий, которые ежемесячно выпускает ЦБ, в августе текущие оценки компаний по производству снова, как и в июле, снизились, и впервые с февраля перешли в отрицательную зону. Причем уменьшение наблюдалось практически фронтально, наиболее существенно – в добыче полезных ископаемых и оптовой торговле. В числе факторов, ограничивающих выпуск, компании часто отмечали нехватку персонала (в большей степени рабочих специальностей), значительный рост производственных издержек, а также удлинение сроков поставок из-за сложностей с логистикой.
Рост издержек предприятий в августе даже ускорился – как в целом по экономике, так и во всех отраслях (за исключением электроэнергетики). Наиболее заметно – у предприятий торговли, а также транспортировки и хранения. Среди основных причин – удорожание сырья, материалов и комплектующих на фоне ослабления рубля, существенный рост стоимости горюче-смазочных материалов и увеличение логистических издержек.
«Несмотря на растущий спрос, многие предприятия уже не справляются с увеличением выпуска, и одним из ключевых ограничений называют кадровый дефицит. В условиях обостряющейся конкуренции за работников с госсектором бизнес вынужден повышать зарплаты – кто сможет, будет “отбивать“ это в росте цен, кто не сможет – сократит рентабельность, а затем, возможно, и уйдет с рынка», – прогнозирует Беленькая.
Рост отпускных цен на продукцию и услуги в августе и правда усилился, наиболее существенно – в торговле автотранспортными средствами. А в сельском хозяйстве рост текущих цен был отмечен впервые с августа 2022 года. Большинство предприятий связывали это с изменением курса рубля. Ценовые ожидания предприятий также заметно выросли и превысили средние значения 2021–2022 годов, до которых они не смогли добраться в июле, отметили в ЦБ. И рост наблюдался во всех отраслях. Так, предприятия розничной торговли ждут, что в следующие три месяца отпускные цены в среднем будут расти темпами 12,6% в годовом выражении – выше это значение было лишь весной 2022 года.
По мнению Ольги Беленькой, эффекты от значительного повышения ключевой ставки ЦБ (до 12%) и ожидаемого сокращения бюджетного импульса должны привести к замедлению роста спроса и охлаждению «перегревающейся» экономики. Однако проявиться они могут ближе к концу года и вообще в 2024-м. «Если оперативные данные не покажут ужесточения денежно-кредитных условий, которое могло бы замедлить рост внутреннего спроса, вряд ли стоит ожидать скорого снижения ключевой ставки ЦБ, и даже нельзя исключить ее дальнейшего повышения», – говорит аналитик.
Экономика, по всей видимости, превысила свой потенциальный уровень, а оперативные опросные индикаторы указывают на возможное замедление расширения деловой активности в третьем квартале, отметил ЦБ в сентябрьском выпуске бюллетеня «О чем говорят тренды». «Возможности для быстрого роста выпуска в большинстве отраслей, вероятно, исчерпаны. Наряду с рекордной и, возможно, близкой к предельной загрузкой мощностей, ограничением для дальнейшего роста выпуска компании становится растущая нехватка персонала», – считает регулятор.
Аналитики Telegram-канала MMI отметили, что пик ускорения экономического роста пришелся на март – май, а в июне – июле рост начал резко замедляться. «Сокращение бюджетного импульса и ужесточение денежно-кредитной политики неизбежно приведут к дальнейшему замедлению роста. Нельзя исключать, что в четвертом квартале в экономике может начаться мягкая рецессия – мягкая посадка будет полезна перегретой экономике», – считают они.
Позитив в промышленности сохраняетсяТем не менее, позитивные ожидания компаний в сфере производства, по данным Банка России, в августе снизились незначительно, а наибольшими оптимистами оставались сельхозпроизводители и обработка (особенно выпуск инвестиционных товаров). Индекс предпринимательской уверенности Росстата, с четвертого квартала 2022 года пребывающий в зоне положительных значений, в июле снова вырос – и в обработке, и в сырьевом секторе.
Число руководителей, позитивно оценивающих текущую экономическую ситуацию и спрос на продукцию их предприятий, в июле увеличилось, прогнозы на трехмесячном горизонте также улучшились. И хотя превышение доли оптимистов, позитивно оценивающих экономического состояния своих предприятий через полгода, относительно числа пессимистов в июле сократилось, в целом в промышленности «сохраняется позитивный консенсус относительно того, как будет складываться экономическая ситуация в компаниях в течение ближайших шести месяцев». Правда, Росстат сам добавляет в эту бочку меда ложку дегтя, отмечая, что более половины опрошенных все-таки «дают нейтральные оценки».
Однако и в Институте экономической политики (ИЭП) имени Гайдара в августе также зафиксировали рост оптимизма предприятий после двух месяцев его снижения – за счет роста оценок спроса, улучшения планов по выпуску, но некоторого ухудшения оценок запасов готовой продукции. Сергей Цухло , заведующий лабораторией конъюнктурных опросов института, отметил, что избыток запасов на самом деле «может рассматриваться как позитивный сигнал, поскольку означает формирование готовности предприятий к росту спроса и поддержку текущего выпуска, часть которого планово направляется производителями на склады готовой продукции».
В целом же Индекс промышленного оптимизма ИЭП «пребывает “в плюсе“ уже 12 месяцев подряд – с сентября 2022 года, и имеет, похоже, неплохой запас прочности, страхующий его от давления очередных, но, кажется, затухающих санкций».
«Остывшая было в июне – июле российская промышленность в августе вновь начала “разогреваться“. Восстановление фактического роста спроса вызвало рост удовлетворенности его объемами и восстановило оптимизм прогнозов продаж, слегка просевший (но не утраченный) в июне – июле. Интенсивность промышленного производства в августе тоже выросла после провала в июне – июле. Аналогичную динамику продемонстрировали и планы выпуска российской промышленности, обновившие в августе санкционный рекорд мая», – отметили также в ИЭП.
Тормозом может стать низкая обеспеченность запасами импортных комплектующих. «Особенно в условиях устойчивых для девяти последних лет структуры помех импортозамещению, основной из которых является банальное отсутствие российских аналогов любого качества. Несмотря на все усилия российских властей и отечественных производителей, добиться успехов в этом направлении в условиях обострения санкций и роста масштабов износа и выбытия закупленного ранее импортного оборудования не удается. Около 80% российских промышленных предприятий продолжают сталкиваться с полным отсутствием аналогов нужного им импорта», – говорит Цухло.
По оценкам его лаборатории, «в области инвестиций российская промышленность вынуждена замещать подсанкционные машины и оборудование продукцией из Китая, Турции и Индии, хотя по-прежнему предпочитала бы получать такие изделия из Западной Европы».
Фото на анонсе: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»
читайте также Кокс, химия, автомобили: индекс экономического роста «Татар-информа» за полугодиеПоследние новости
Обследование магистральных трубопроводов: итоги на конец 2024 года
Специалисты АО «Транснефть – Прикамье» подвели итоги диагностики трубопроводов.
Транснефть – Прикамье завершила обследование трубопроводов за 9 месяцев 2024 года
Специалисты провели диагностику протяженных участков трубопроводов и подводных переходов.
Проблемы воспитания несовершеннолетних в Буинском районе
Комиссия рассмотрела 22 дела о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.
Виновата ли индийская рупия в провальном курсе рубля?
Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий