Спектакль против травли людей искусства, сексуальный Пушкин и другие проекты студентов КТУ
Студенты выпускающегося актерского курса (мастерская Татьяны Лядовой) КТУ отправились в небольшое гастрольное турне по республике.
Студенты выпускающегося актерского курса (мастерская Татьяны Лядовой) КТУ отправились в небольшое гастрольное турне по республике. В рамках акции «студенческий десант» в Елабуге и Бугульме они показали несколько премьерных спектаклей, некоторые из которых вышли неожиданно смелыми.
Студенческий театр – смелость, берущая города
Казанскому театральному училищу нынче исполняется 100 лет, но никогда ему не быть «почтенным старцем». Всегда его будет питать энергия юности его студентов, молодых актёров (режиссёров, театроведов и иже с ними), сперва подростков, а потом взрослеющих на глазах и прямо здесь, в стенах родного училища, людей. Здесь они мужают, не только в профессии, но и по-человечески. Здесь дают первые клятвы верности актерскому ремеслу, а иные, напротив, разочаровываются в профессии и театре вообще… много драм, как специально написанных для того, чтобы быть поставленными на театральных сценах, так и всамделишных, жизненных видели стены Казанского театрального училища за 100-то лет! Театр – романтическое и эмоциональное искусство, полное порывов, мечтаний и дерзновений… В нём самом, как в искусстве, много такого не проходящего детского, подросткового. И в нашей окружающей действительности, нашей серой, а в иные дни просто мрачной повседневности, наполненной тревогами о будущем за себя и свою семью, театр становится ещё и таким местом побега в другую реальность, где ещё живы идеалы, те самые мечты и дерзновения. Где жив ещё человек.
«Студенческие десанты» Казанского театрального училища отправились в этом году по разным городам Татарстана, чтобы показать свои спектакли, провести мастер-классы, а подспудно вот ещё: везли они с собою эту энергию молодости, идеалы, нечто такое не материальное, но необходимое иногда, как воздух, современному человеку. Конечно, можно было бы начать весь разговор об этой поездке с самих спектаклей. Студенческий театр – это вообще отдельный феномен, в Казани даже имеющий свою историю.
Вспомним знаменитый в 1960-е годы СТЭМ Казанского Авиационного института. Его руководитель, тогда студент КАИ, а позже известный писатель-сатирик и бард Семён Матвеевич Каминский вспоминал, что перед ним тогда таксисты останавливались и предлагали вести бесплатно, такой была слава в городе их студенческого театра эстрадных миниатюр, лауреаты всесоюзных конкурсов, молодые, смелые! А в 1970-1980-е при физфаке Казанского университета существовал не менее знаменитый в кругах, так называемый «Малый маразматический театр». В годы застоя часто именно студенческие театры оказывались смелее, острее и честнее «взрослых», советская цензура им тоже позволяла больше, чем обычным городским театрам, да и порыва идти против запретов и рогаток у молодых людей было куда больше.
Я вспомнил об этом ещё и потому, что одним из спектаклей 4-го русского драматического курса под руководством Татьяны Лядовой , который они представили во время «Студенческого десанта» в Елабугу и Бугульму стал спектакль «Художники – Пачкуны» по уникальной вещице: «Антиформалистический раёк» – музыкальном и поэтическом сочинении Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (да-да, и стихи тоже его!), которое он скрывал много лет и не предполагал к обнародованию. Раёк – саркастический и сатирический ответ композитора, острый памфлет на устроителей той травли, что развернули против него и его товарищей в рамках так называемой «борьбы с формалистами в искусстве» в 1930-е годы, когда в «Правде» вышла статья «Сумбур вместо музыки» Давида Заславского , уничтожавшая, растаптывающая Шостаковича… В те поры статья в «Правде» значила гораздо больше рядовой критики в какой-нибудь газете, за нею следовал обычно запрет на исполнение произведений фигуранта, его как бы «исключали» из поля официального советского искусства, а в годы разгула репрессий подобные статьи могли быть и предвестием арестов!
Шостаковича хотя и не арестовали, но жизнь ему эта статья испортила сильно. Существует версия, что позицию, изложенную в ней, возможно инспирировал сам Сталин , в частности, своему другу Михаилу Чиаурели в это же время он указывал на то, что музыка композитора непонятна для народа. Что мог ответить Дмитрий Дмитриевич? Ну вот – написал свой «Раёк», где уничтожающе высмеял своих гонителей! Высмеял и… положил на полку. Первое музыкальное (не театральное!) исполнение этого произведение состоялось только в 1989 году, Растропович играл его 12 января того года в Концертном зале имени Кеннеди в Вашингтоне!
И вот же что ставят студенты! Существуют считанные, на пальцах одной руки, театральные постановки этого произведения! И теперь вот к нему добавилось и казанское, студенческое, идущее в эпоху, когда снова у нас стали делить писателей, композиторов, художников – на наших и не наших, когда примеры травли художников не по творческим, а по идеологическим причинам, снова стали привычны. На Западе это называется теперь новомодным сочетанием «культура отмены», а у нас никак не называется, но новые поколения высокомерных грубиянов идеологического фронта, используя разные массмедийные рупоры, всё силятся вычеркнуть из отечественной и мировой культуры некоторых её современных выдающихся деятелей под разными надуманными политическими и иными предлогами.
И вот студенты инсценируют «Антиформалистический раёк», вполне в традициях студенческого театра: искреннего и смелого! И мог бы я начать свой очерк прямо с этого спектакля, а начал с другого – с юбилея театрального училища, и с этой вообще: энергии молодости студентов-актёров в эпоху, когда вокруг много затхлости. Я поехал с ними в этот «студенческий десант» не только для того, чтобы смотреть эти спектакли (кроме «Райка», который в казанской студенческой версии был назван «Художники – пачкуны», в рамках этого же десанта были показаны ими спектакли «Граф Нулин» и «Красная шапочка»), я поехал наблюдать и любоваться, и просто побыть в этой студенческой артистической среде.
Вот закончилась экскурсия по Елабуге, провёл её нам замечательный местный краевед, директор библиотеки Серебряного века Андрей Иванов . Пора селиться в гостиницу, вещи таскать… а один из студентов-актёров вдруг посреди этого подбегает к стоящему в сторонке экскурсоводу и спрашивает ещё раз про судьбу Дмитрия Стахеева , купеческого сына, женившегося по любви и за это – проклятого отцом-миллионщиком, Стахеев-сын этот стал потом драматургом (о нём шла речь на экскурсии). И вот студент-актёр отвлёкся вдруг от носки вещей, побежал спрашивать! На следующий день было два спектакля, Андрей Николаевич и туда пришёл, простым зрителем. После первого показа (как раз «Райка») ещё один актёр по имени Гоша тоже подбежал: «Ой, а вы здесь? А на втором спектакле будете? Не убегайте, пожалуйста, у меня к вам вопрос был, про Цветаеву!».
Я уже этим любуюсь! Их любопытством, включённостью, а вместе и ребячливостью: тот же Гоша, чтобы согреться перед входом в мемориальный дом Цветаевой, где нам рассказывали вступительную часть экскурсии местные музейные гиды (а холодно было, действительно!) так танцевал уморительно, а потом изображал царственные жесты своей кошки Матильды… В музее Ивана Шишкина Руслан Густов , ещё один студент, записал в книге отзывов: «Я, как страстный фанат графики, под большим впечатлением…», потом уже узнал я, что недавно он участвовал ещё в лаборатории комиксов в Национальной библиотеке. Сколько же жизни в этих ребятках и сколько в них отзывчивости к подлинной культуре!
Вы – мальчишка, Пушкин!Вторым автором, спектакль по произведению которого был поставлен студентами и показан в рамках десанта – стал Александр Сергеевич Пушкин , который, как известно, «наше всё»! И этот «наше всё» Пушкин в интерпретации студентов оказался парнем молодым, задорным и озорным, самим студентам подстать! Поставили-то они не абы что, а «Графа Нулина».
«Нулин» – шуточная поэма Пушкина, о том, как граф, охотившийся поблизости, и чья карета перевернулась, таким образом оказался в деревне, в помещичьей усадьбе, где его радушно принимает хозяйка Наталья… Граф пытается соблазнить провинциальную барыню, но терпит неожиданное фиаско: появляется муж! Спектакль вырос из речевого тренинга (начинала педагог Елена Ненашева , потом сменилось ещё несколько педагогов, финальную версию ребята дорабатывали сами)… Девушка (Наталья) в спектакле одна, а вот ухажёров у неё – целых четыре плюс один. Есть флегматичный граф Нулин в пальто, этакий почти что Чайльд-Гарольд. Но есть ещё в спектакле замечательная четвёрка – которые голосами разбирают на себя все роли, от слуги до того же Нулина, эдакие «четыре из ларца», то хором, то поодиночке гарцующие и соблазняющие, красивые шалопаи, молодые и сексуальные озорники! Жонглируют пушкинским текстом!
А текст подходящий! Легкий, собирающийся и разбирающийся как игрушка «лего». В Казани как-то был показ спектакля «Школы драматического искусства», основанного знаменитым Анатолием Васильевым , вот там актёры проделывали похожую штуку с текстом «Евгения Онегина»… дробили, делили между актёрами, подхватывали… Пушкин – вот он такой! Позволяет проделывать со своими произведениями подобные штуки! Делать речевые спектакли! А здесь ещё ведь у нас студенты! Ну гусары, чесслово! Как не влюбиться! И вот, представьте: актовый зал Елабужского филиала КФУ забит зрителями-студентами… многие готовятся к унылому зрелищу, как же-с – Пушкин! Классик со школы! Занудно, наверно, но придётся сидеть! А тут вдруг: Пушкин! Молодой, озорной, фривольный, сексапильный красавчик! Ну что за сукин сын! Здорово-то как! Этот спектакль – конечно, очень студенческий, напоминавший как раз те самые легендарные СТЭМы, о которых тут шла уже речь – влюбил зрителей в студентов-актёров окончательно и бесповоротно. Заканчивался он четверостишием из стихотворения Леонида Филатова :
Друг мой, вот вам старый плед!
Друг мой, вот вам чаша с пуншем!
Пушкин, Вам за тридцать лет,
Вы совсем мальчишка, Пушкин!
Да, так вот всё и было, и это было ещё хорошо и полезно: вернуть молодым зрителям Пушкина, показать, что он не бронзовый памятник, а весёлый и талантливый, и совсем не сноб!.. Вообще, образовательная часть – важная составляющая студенческого десанта. В Елабуге спектакли КТУ показали в местном колледже искусств и в Елабужском филиале КФУ. Здесь же прошли и мастер-классы, здорово, когда педагоги Казанского театрального училища могут выехать в города республики и увидеть местных ребят. Мастер-класс по актерскому мастерству вела сама Татьяна Лядова, руководитель того курса училища, который нынче представлял свои спектакли. Елабужские студиозусы показывали свои импровизации в паре с опытными казанскими четверокурсниками.
В какой-то момент Лядова повернулась в мою сторону и одними губами неслышно выдала: «А Ваня-то классный какой!» и палец вверх, но так, чтобы сам юноша не видел. Ваня этот – елабужский студент, вот его и заметили! Зоркий глаз у Татьяны Валентиновны, опытный. С первого знакомства, с первого этюда определила талант! И кто знает, может, этому Ване дорога-то как раз в актёры и отсюда всё и начнётся?
Даёшь раёк! Антиформалистический!
В Бугульме не было мастер-классов, зато у ребят-студентов был в распоряжении настоящий театр, с цехами, гримёрками и всем прочим: спектакли проходили в здании Бугульминского драмтеатра имени А.В. Баталова. Ребята из КТУ привыкли, что чаще им приходится играть в полевых условиях, в каких-нибудь малоприспособленных актовых залах вузов и колледжей, а тут – театр! Первый спектакль – вроде бы, детский, современная версия «Красной шапочки» по пьесе Родиона Белецкого с участием Терезы Дуровой «Шапочка красного цвета», юмор и проблематика тут взрослее, а ещё Красная Шапочка в этой версии отнюдь не единственный ребёнок, у неё есть аж три брата: синий, желтый и зелёный, в сказку добавлены были также элементы буффонады и комедии абсурда, а волк тут – парень с плохим медиа-имиджем, и что бы он не делал, какие бы цветочки не носил букетиками, – для остальных жителей леса он будет чудовищем с пастью бегемота… На спектакль привели детишек начальной школы, они заполнили весь зрительский зал и подчас кричали до истошного визга, как только и умеют иногда дети такого возраста, для наших студентов это было испытание. Я думаю, не время пока писать подробно об этой работе четверокурсников.
Наконец, пришло время второго, теперь бугульминского показа спектакля «Художники – пачкуны», знакомящего с печальными страницами в истории нашей страны, обстоятельствами и событиями травли, развязанной против лучших наших художников, людей искусств. Причём знакомились с этой темой и сами студенты-актёры, многие из них признавались потом, что до работы над спектаклем и не знали, до чего доходила травля и что именно происходило. Только знали в самых общих чертах, что власть нехорошо вела себя по отношению к некоторым из гениев. Поэтому взрослые создатели спектакля – режиссёр Татьяна Лядова, сценарист Эльвира Камалова – резонно решили, что может быть и зритель (обычно тоже молодой на студенческих-то спектаклях) также может этого не знать.
И тогда они ввели в спектакль непосредственно перед инсценировкой «Антиформалистического райка» первую часть, в каком-то смысле образовательную, знакомящую с обстоятельствами и историческим контекстом. В первой версии «Художников – пачкунов» эта часть была сугубо документальной: зачитывались отрывки их документов: прокурорских постановлений и газетных статей. Затем решили, что такой формат плохо монтируется со второй сатирическо-памфлетной частью спектакля (то есть как раз сшостаковичевским «Райком»), выполненной в шаржевой манере. И тогда и первую преобразили в похожий формат. Теперь там – карикатурные советские бесы, в чёрных пиджаках, белом гриме (похожие на героев-вампиров из знаменитой «Семейки Адамс»)… а постепенно ещё: появляются у них клоунские носы, а на головы напяливают они коммунистического ярко-алого цвета детские колготки, окончательно превращаясь в нелюдь… И вот эти бесы чинят суд над писателем Зощенко , поэтом Ахматовой , режиссёром Мейерхольдом , и, собственно, над Шостаковичем…
И потом только, во второй части – тоже суд, но уже по тексту и музыке Дмитрия Дмитриевича. Наверное, эта конструкция спектакля не идеальная, чувствуется в этом некая избыточность, но в целом, понятно, что к этому привело. Конечно, для меня именно «Раёк», то есть вторая, шостаковичевская часть спектакля, был особенно интересным.
Сюжет: Во Дворце культуры происходит плановое собрание на тему «Реализм и формализм в музыке». Ведущий последовательно предоставляет слово для выступления трём выдающимся ораторам (их фамилии: Единицын, Двойкин и Тройкин), присутствующие в зале бурно приветствуют их речи. Товарищ Единицын (говорит с грузинским акцентом) в своей небольшой речи выдвигает тезис о том, что
... реалистическую музыку пишут народные композиторы,
а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы.
и видит основную задачу в том, чтобы народные композиторы продолжали развивать реалистическую музыку, а антинародные композиторы « прекратили бы своё более чем сомнительное экспериментирование в области музыки формалистической ». Слова, набранные курсивом – прямые цитаты из речи товарища Единицына, которая в спектакле пропевается под специально написанную под неё музыку Шостаковича.
Ребята говорили, что когда возили спектакль во Владикавказ, то там публика была более взрослая, и хорошо понимала спектакль, его то грустный, то абсурдный юмор, и боль трагедии, в нём заложенную. В Бугульме же нынче на спектакль пришла молодёжь, старшие школьники и студенты. «Мне не хватило отдачи от зала», признавался потом в коридоре один актёр другому. Конечно, только вместе со зрителями рождается спектакль, советские реалии не совсем понятны теперешним подросткам, ну и, значит, да: образовательная функция, на которую тоже работает спектакль, особенно его первая часть – действительно важна…
Зато потом было другое. После окончания спектакля молодая публика, в особенности девчонки – обступили актёров.
– Знаете, я вышел в коридор, – делится Валерий Коновалов , один из актёров, задействованных в первой части спектакля, игравший судью в манере лающего Гитлера, – я хотел встретить бывшего своего педагога, которого увидел в зале на спектакле, и тут меня обступили, стали просить сфотографироваться, обнять… я ошалел от такого внимания. Я подумал, это из-за того, что я внешне немножко похож на современного молодого актёра Тимоти Шаламе , кумира многих девочек во всем мире, то есть меня обнимали и со мной фотографировались не столько из-за моей игры, а потому что просто я красивый парень, мне стало грустно, я ещё подумал, наверно, их тут мало любят, раз они так просят обнять их...
Какие они, современные молодые ребята Елабуги, Бугульмы, Казани? Мы и не знаем ведь их. Нам представляется, порой, что все они злые и циничные, отравленные современностью. Знающие и видящие много такого, чего бы, может, и не стоило им знать. Зато о другом, том, что всегда казалось нам таким важным и значащими, не имеющие даже понятия. Какие они? А вот такие же: влюбляющиеся и живые, и, по-прежнему, многие – светлые идеалисты! Такой и должна быть юность!
Едем обратно, в ночь. В тёмном салоне автобуса, на «камчатке» стоят три-четыре молодых актёра, разговаривают.
– Знаете, я вот остался после спектакля в пустом зрительском зале, сидел, смотрел на сцену, там ещё лежит наш реквизит, всё так, как и было. Минуту назад мы играли здесь спектакль, и теперь – всё окончилось, и я вот смотрю на сцену… и такое чувство меня охватывает! И я понимаю, что я всегда должен быть в театре, я никогда не оставлю эту искусство, что бы ни было, знаете… вот деньги не самое главное в жизни, вот что я понял…
И хочется мне остановить и запомнить это мгновенье в жизни этого, молодого и искреннего актёра, который потом, может быть, станет знаменитостью, но вот сейчас – так неподделен и так прекрасен! 100 лет исполняется нынче Казанскому театральному училищу, и значит, сто лет уже из его стен выходят вот такие же юноши и девушки с пламенным сердцем, для того чтобы нести в нём свет живого искусства, которое само уже служит напоминанием нам, простым людям, о том, что такое подлинная жизнь!.. И хорошо, что есть у нас это училище!
Айрат Бик-Булатов.
Последние новости
В 2024 году социальный контракт заключили 5,9 тыс. татарстанских семей
Татарстан входит в число лидеров по низкому уровню бедности. По результатам 2023 года в РТ уровень бедности составляет 4,6 %, или 184,8 тыс.
В Год семьи в республике провели тысячи мероприятий
2024 год был объявлен Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Годом семьи.
Будем бдительны!
Памятка о действиях при угрозе беспилотных летательных аппаратов.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку