17.04.2022

Ближе к звездам: какой вклад в освоение космоса внесли татарстанские ученые

На неделе мы отметили очередную дату со дня легендарного первого полета Юрия Гагарина. Конечно, сегодня где-то там далеко за океаном, о подвиге и нашем прорыве пытаются забыть, самостоятельно переписывая историю. А мы помним. Помним, и то какой вклад вносили и вносим в развитие и изучение космонавтики. Первые кафедры астрономии появились Казани, выдающиеся ученые Сергей Королев и Валентин Глушко занимались у нас конструкторской деятельностью. А сколько звездных мест в Казани, заводы, улицы, обсерватории. Булат Шакиев о большом пути к звездам.

Каждый кто хоть раз бывал у КФУ наверняка обращал внимание на это необычное здание, обсерваторию, которая стоит здесь с самого основания высшего учебного заведения, больше 200 лет. Правда, чем тут занимаются теперь непонятно, все-таки засвет от города сильно мешает работе астрономов, а что если я скажу вам, что тут до сих пор проводят наблюдения и исследования мирового уровня.

Исследования космоса – идут и на земле, и в самом – внеземном пространстве. Ценнейшие данные передает телескоп казанского университета РТТ-150, который работает «на удаленке». В рамках международного соглашения, он установлен в Государственной Обсерватории Турции, в 50 км от города Анталия, на горе Бакырлытепе на высоте 2500 м.

Ильфан Бикмаев, профессор кафедры астрономии и космической геодезии института физики КФУ, доктор физико-математических наук, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан
— Со стороны Казани в этом проекте участвует казанский университет и Академия надут Республики Татарстан, с российской стороны участниками этого проекта является институт космических исследований, группа академика Рашида Сюняева, и турецкие университеты, время делится 50 на 50

РТТ-150 самый мощный телескоп Турции, зеркало в полтора метра плюс светоулавливающее оборудование. Вместе с оптикой они выполняют совершенно уникальные задачи. Для этого нужна было длительная подготовка – сначала расскажем о российском спутнике, запущенном в космос в 2019 году.

— В июле 2019 года состоялось такое эпохальное событие, в российской науке, с помощью ракеты протон, Роскомосом на орбиту, с космодрома Байконур была запущена рентгеновская космическая орбитальная обсерватория, которая носит название СпектрРентгенГамма

То есть по сути – обсерватория в открытом космосе. Ее приборы орбитальной сканируют небо, улавливая излучение небесных тел, невидимое человеческому глазу. Проделать то же самое на земле невозможно, атмосфера все блокирует. Но тут на помощь приходит наш телескоп — который фиксирует все, что находят приборы орбитальной обсерватории.  И источники излучения становятся уже видимыми изображениями. Этот тандем уже добился невероятного успеха.

— За два с половиной года работы, получена карта, на которой сейчас отмечено примерно полтора миллиона новых рентгеновских источников, это колоссальное количество данных

Необъятный космос таким образом раскрывает все новые тайны. Для сравнения, подобный проект запущенный 30 лет назад, за время работы смог зафиксировать только 150 тысяч объектов – в 10 раз меньше. А все это время наши ученые, в том числе казанские астрономы, изучают полученные со спутника и телескопа данные здесь, на земле.

— Создали компьютерную программу, которая берет рентгеновскую карту, и сравнивают ее с другими картами, оптическими, инфракрасными, ультрафиолетовыми, радио и пытается найти соответствие рентгеновских координат, с уже известными источниками, и примерно в 80 процентах случаев, эти источники оказываются известными, а в 20 процентах огромное количество объектов о которых мы вообще не знаем, что это такое

Квазары, галактики, звезды, скопления газа и пыли. Все это астрономам нужно отделять друг от друга – дополняя карту звездного неба новым – уже открытыми объектами.  И это не единственное направление космических исследований сегодня в Татарстане.

Еще одна группа ученых базируется на территории обсерватории Энгельгардта. Давно известную ученым Луну – они открывают с новой стороны.

Юрий Нефедьев, директор Астрономической Обсерватории имени В.П.Энгельгардта, профессор института физики КФУ
— Владимир Владимирович Путин сегодня сказал, что лунная программа будет продолжатся, а мы как раз лунными исследованиями занимаемся, ну в обсерватории занимаются более 100 лет, а я возглавляю группу как раз, что бы вот эти миссии, как раз «Луна 25, 26»

Нам придется заново пойти по стопам советских космонавтов, а затем превзойти их. Для чего нужно сегодня такое скрупулезное изучение Луны – объясняют ученые.  Спутник Земли может дать ресурсы жителям планеты.

— Мы ведем работу по исследованию ресурсов, которые на Луне находятся, полезных, это ну не триллионы даже, еще большее число даже, долларов, которые там могут быть, и перерабатываться, отправляться на нашу планету, хочу отметить, только Гелий 3, который и искать не надо, на поверхности находится, это одна тонна равняется 20000 тонн нефти

Впереди новый этап освоения космоса. Ученые Татарстана уже включились в него. Как когда-то Королев и Глушко, конструкторы, которые работали в республике, без которых не было бы полета Гагарина. Пора готовить новых героев и лучше всего с самого детства.

Булат Шакиев, Александр Решеткин