«Тархан» открывает таланты
Как получить от учёбы в университете максимум и постараться за четыре года попробовать себя в самых разных направлениях деятельности?
Как получить от учёбы в университете максимум и постараться за четыре года попробовать себя в самых разных направлениях деятельности? Такое возможно, если выбрать «Историю тюркских народов» – один из самых перспективных профилей по направлению подготовки «История» Института международных отношений. Сложно поступить? В этом может помочь уникальный историкокультурный конкурс «Тархан». Впрочем, обо всём по порядку.
Программа «История тюркских народов» направлена на подготовку современных специалистов в области тюркологии, восточных языков, истории народов России и сопредельных стран. Процесс обучения при этом включает в себя общеисторическую, языковую и востоковедческую подготовку. В рамках бакалавриата студенты изучают закономерности общих исторических процессов, политическую, социокультурную, экономическую, этническую историю, знакомятся с историческими источниками, получают возможность под руководством опытных преподавателей осуществлять исследовательскую деятельность в области тюркологии.
Разумеется, для того, чтобы поступить на перспективное направление обучения, абитуриенту необходимо выдержать серьёзный конкурс – иметь достойные баллы ЕГЭ по истории, обществознанию и русскому языку. Впрочем, начиная с этого учебного года шансы на поступление в Институт международных отношений возрастают. Поможет в этом конкурс «Тархан» – его победители и призёры получают право льготного поступления.
КОНКУРС: ДВА ЯЗЫКА И ШАНС ДЛЯ КАЖДОГО
В первом конкурсе «Тархан» в этом году приняли участие учащиеся старшего и среднего школьного возраста Республики Татарстан. Цель, обозначенная организаторами, – привлечение интереса молодёжи к истории и культуре Татарстана и тюркских народов, а также выявление талантливой молодёжи, которая планирует связать свою жизнь с историей.
Главный стимул – победители получают возможность обучаться на бесплатной основе по профилю «История тюркских народов» в Высшей школе исторических наук и всемирного культурного наследия Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета.
Особую значимость конкурсу придаёт важный фактор: многие тюркские народы проживают на территории современной Российской Федерации и знания об их культуре и истории способствуют укреплению межэтнического и межконфессионального согласия в российском обществе.
Конкурс «Тархан» – это совместный проект Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета и Министерства культуры Республики Татарстан.
Серьёзный вклад в организацию и подготовку конкурсных заданий внесла Методическая комиссия Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия ИМО КФУ. Из числа сотрудников Высшей школы формировалась в том числе и экспертная комиссия.
Конкурс даёт шанс каждому. Это двуязычный проект. Отвечать на вопросы конкурса ребята могут и на татарском, и на русском языках. По сути, участники получают равные стартовые возможности, в том числе и те, кто в силу обстоятельств не может претендовать на бюджетные места.
КАК СТАТЬ ЛУЧШИМ
На начальном этапе на сайт конкурса поступило более 250 заявок. Все участники прошли серьёзный заочный отбор. В итоге только 32 участника из 12 районов Татарстана получили право принять участие в очном – телевизионном этапе.
Очные игры проходили на выбывание. Участникам предстояло выступить в стиле TED и продемонстрировать свои знания, артистизм и харизму. Набравшие наименьшее количество баллов выбывали из конкурсной борьбы, остальные продолжали её на более высоком уровне, в следующем туре. Так прошли 1/8, 1/4 финала, два полуфинала и захватывающий финал.
В ходе конкурентной борьбы победителями стали четыре конкурсанта. Первое место занял Ильнур Амирханов, ученик МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов». Вторым стал Андрей Цапок, ученик МБОУ «Гимназия №3 Зеленодольского муниципального района». Третье место разделили Саид Сруров (лицей «Иннополис») и Лейсан Галиуллина (МБОУ «Сармановская гимназия»).
КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ
В конкурсе «Тархан» могут принять участие школьники 10–11-го классов и студенты средних образовательных учреждений всех субъектов Российской Федерации, а также абитуриенты из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Прием заявок на следующий сезон стартует в октябре 2022 года.
Конкурс проводится в два тура: 1-й тур – онлайн (заочный), включает регистрацию на сайте www.univer.tatar/tarhan. ru, тестирование и написание эссе на заданные темы. 2-й тур – офлайн (очный) в формате игры-телевикторины, включает 4 этапа: 1/8, 1/4, 1/2, финал. На каждом этапе определяются три победителя, которые проходят в следующий этап очного тура. По результатам многоэтапного интеллектуального телевизионного шоу жюри конкурса «Тархан» определит трёх призёров.МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ:
РАМИЛЬ ХАЙРУТДИНОВ, директор Института международных отношений КФУ:
– Идея создания телевизионной гуманитарной олимпиады в области национальной истории возникла у меня достаточно давно, с момента запуска специализированного профиля по направлению подготовки «История». Её мы реализуем при личной поддержке Президента республики Рустама Минниханова, Министерства образования и науки Татарстана, Всемирного конгресса татар. В этой связи хотелось найти нетривиальный способ привлечения для обучения на этой целевой программе талантливых ребят со всех концов России и из различных стран мира. И вместе с тем для меня было принципиально важным, чтобы телевизионный конкурс «Тархан» был не калькой или повтором программ-викторин, уже существующих на сегодняшний день в России или за рубежом. Нашей творческой команде совместными усилиями удалось создать интересный проект и привлечь внимание к нему наиболее активных молодых людей, интересующихся национальной историей, культурой и традициями. Самое главное, желающих учиться в Институте международных отношений КФУ, жить и работать в Татарстане. Резонанс от эфиров программы доказал, что у «Тархана» замечательное настоящее и прекрасное будущее. Мы планируем в ближайшее время запатентовать программу как уникальный интеллектуальный продукт.
АЙРАТ СИТДИКОВ, декан Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия Института международных отношений:
– Реализация нашей программы – это повышение возможностей для поступления талантливых ребят на целевые места, которые выделяет Республика Татарстан. Очень важно создавать такие площадки, где каждый сможет поучаствовать, а наиболее талантливые поступят в КФУ. Также важно отметить, что первый год конкурса показал: у детей очень большой интерес к истории. Участники, безусловно, очень хорошо потрудились. Особо отмечу работу учителей. Эта площадка дала нам возможность наладить взаимодействие с талантливыми учителями, с ними мы будем и дальше сотрудничать, уже в следующем конкурсном сезоне.
РАФАЭЛЬ ВАЛЕЕВ, заместитель директора по научной деятельности:
– У этого проекта большое будущее. У нас в республике очень сильные исторические, археологические, этнографические школы, то, что связано с изучением истории народов Татарстана, татарского народа. Мы будем рады видеть талантливых ребят в стенах нашего института.
ГОВОРЯТ ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА «ТАРХАН»
ИЛЬНУР АМИРХАНОВ:
– Историей увлекаюсь с детства. Всё началось с легенд, которые рассказывала бабушка о своей деревне. Потом мне стало интересно узнавать историю разных мест. С удовольствием принял участие в конкурсе «Тархан». Я считаю, что благодаря этому конкурсу станет намного больше молодёжи, которая интересуется историей. Конкурс даёт стимул, мотивацию для дальнейшего саморазвития. Хочу сказать большое спасибо тем, кто меня поддерживал, в том числе моему преподавателю, который вёл меня по этому пути.
АНДРЕЙ ЦАПОК:
– Опыт участия в подобных соревнованиях у меня приличный («Умники и умницы», Всероссийская олимпиада школьников по истории, республиканская олимпиада по истории Татарстана и татарского народа, другие олимпиады), поэтому волнения особого не было. Когда победил, ощущения были не такие сильные, ибо победный настрой у меня был с самого начала. Готовился очень серьёзно: много читал, решал тесты. Насчёт сложности могу сказать так: после первой игры круг вопросов и формат игры стал понятен, я уже знал, к чему готовиться. А вот первая игра, когда не имел представления о том, что меня ждёт, была действительно сложной. Но, несмотря на всё, я победил и очень рад этому.
ЛЕЙСАН ГАЛИУЛЛИНА:
– О конкурсе узнала от Кифаи Ахсановны Загировой, своей учительницы истории и классной руководительницы. Историей увлекаюсь давно, можно сказать с рождения. К конкурсу готовилась день и ночь – с Кифаей Ахсановной и дома с родителями. Прежде всего меня поразили масштаб конкурса, состав жюри (были задействованы несколько министерств). Запомнилась встреча с моим кумиром Рустамом Нургалиевичем Миннихановым. Я бесконечно признательна всем.
Илюза Ильшатова
Фото: Александр Ефремов, Михаил Захаров/tatar-inform.ru
Последние новости
Заинская прокуратура восстановила права многодетной матери
Местная жительница вновь признана нуждающейся в жилье после судебного разбирательства.
Торжественные мероприятия в Казани в честь 101-летия Турецкой Республики
Генеральный консул Турции отметил важную дату с почетными гостями.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти запускают программу по модернизации общественного транспорта.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку