Рустам Батров: «Мусульмане, как и христиане, исповедуют Троицу»

Христианское понимание Иисуса и исламское понимание Корана идентичны по сути, но мусульманские теологи этого часто не замечают «Мусульмане, как правило,

Христианское понимание Иисуса и исламское понимание Корана идентичны по сути, но мусульманские теологи этого часто не замечают

«Мусульмане, как правило, считают признание Христа Сыном Божьим и  в  целом веру в  Святую Троицу отходом от  стандарта единобожия»,  — указывает известный мусульманский и  общественный деятель Рустам Батыр. Но  он  уверен, что такое понимание Троицы не  более чем поверхностный взгляд на  вещи, вульгарная интерпретация христианских догматов. В  своем очередном материале на  «БИЗНЕС Online» наш постоянный автор еще раз доказывает, что между христианами и  мусульманами, равно как и  иудеями, гораздо больше общего, нежели отличий.

Рустам Батров:  «Низвести Христа до  простого пророка в  глазах христиан примерно то  же самое, что и  назвать Коран сборником проповедей Мухаммада. В  обоих случаях десакрализируется сердце религиозной традиции» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Священный Коран, ниспосланный на  землю, как и  Христос, рожденный во  плоти, извечен по  своей природе»

Религиозные праздники  — время стихийного межконфессионального диалога. Рождество Христово не  исключение. В  этот день мусульмане шлют православным друзьям теплые поздравления и  рождественские открытки. Безусловно, такая практика может только приветствоваться. Однако некоторые особо «продвинутые» мусульмане идут еще дальше. Желая сделать «реверанс» в  сторону христианских соседей, они спешат обрадовать их  известием о  том, что последователи ислама, дескать, также веруют в  Иисуса, ибо он, согласно исламскому вероучению, был истинным пророком.

Такое признание, совершаемое в  расчете на  ответную комплиментарность, на  самом деле делается не  от  большого  ума. Для христиан Иисус  — вовсе не  пророк, а  Сын Божий. А  это гигантская разница. Низвести Христа до  простого пророка в  глазах христиан примерно то  же самое, что и  назвать Коран сборником проповедей Мухаммада. В  обоих случаях десакрализируется сердце религиозной традиции.

Мусульмане, как правило, считают признание Христа Сыном Божьим и  в  целом веру в  Святую Троицу отходом от  стандарта единобожия. Конечно  же, такое понимание Троицы не  более, чем поверхностный взгляд на  вещи, вульгарная интерпретация христианских догматов. Троица не  предполагает никакого языческого культа многобожия. Бог в  трех лицах  — это как три социальные роли человека: сын, муж, отец или дочь, жена, мать. Роли разные, но  человек один. То  же самое и  с  Богом.

Более того, сами мусульмане также исповедуют Троицу, которая весьма недвусмысленно проступает в  учении о  божественной природе Корана. Священный Коран, ниспосланный на  землю, как и  Христос, рожденный во  плоти, извечен по  своей природе. На  этом настаивает исламское богословие, не  видя в  подобном тезисе никакого отхода от  строгого монотеизма. Вот уж  воистину в  чужом глазу мы  любим видеть соринку, а  в  своем  — никогда!

Полемизируя с  христианством, наши богословы любят приводить цитаты из  Евангелия, говорящие о  человечестве Христа, и  думают, будто тем самым смогли опровергнуть учение христиан о  Боговоплощении Фото:  Карл Генрих Блох,  wikimedia.org , Общественное достояние

«Из-за непонимания отличия природы от  личности  мусульмане не  понимают сути идеи Боговоплощения»

Почему нам, мусульманам, кажется, что христианское понимание Иисуса, т.  е. их  учение о  Боговоплощении, является отходом от  принципа монотеизма? Это проистекает из  того, что мы  не  задумываемся об  отличии понятия «природа» от  понятия «личность».

Что имеется в  виду?

Поясним на  примере. Если человек вдруг потеряет руку или ногу, то  он  не  перестанет быть собой. Если он  в  результате склероза потеряет память, его личность останется той  же. Если он, скажем, по  старческим причинам утратит прежние интеллектуальные способности, его личность останется той  же. А  значит, ни  части тела, ни  само тело, ни  память, ни  ум  не  являются личностью. Это все  — принадлежность человеческой природы. А  личность  —   это «я», которое обладает этой природой. Можно сказать, что природа человека  — это все, отвечающее на  вопрос «что?», а  личность  —   на  вопрос: «кто?». Это различие личности и  природы есть во  всех разумных существах.

Есть оно, согласно христианам, и  в  Боге. Поэтому христиане могут говорить, что Бог  — один, ибо Он  один по  природе, и  что Бог  — Троичен, ибо у  одной божественной природы есть Три Лица-Личности: Отец, Сын и  Святой  Дух. И  вторая Личность Троицы, согласно христианскому учению, две тысячи лет назад воплотилась на  Земле. Это и  есть Иисус Христос.

Именно из-за непонимания отличия природы от  личности  мусульмане не  понимают сути идеи Боговоплощения. Полемизируя с  христианством, наши богословы любят приводить цитаты из  Евангелия, говорящие о  человечестве Христа, и  думают, будто тем самым смогли опровергнуть учение христиан о  Боговоплощении. Но  для самих христиан никакого «опровержения» и  «противоречия» здесь нет, ибо, став человеком, Христос в  их  представлении не  перестал быть Богом, он  не  «превратился» из  Бога в  человека и  не  смешал божественную природу с  человеческой в  какой-либо гибрид  —   нет! Он  просто включил человеческую природу, рожденную от  девы Марии, в  Свою Личность. Таким образом он, согласно их  взглядам, одновременно и  истинный Бог, и  истинный человек.

Если мы  читаем рассказ про путешественника, о  котором в  самом начале было сказано, что он  — отец семейства, то  будет странно в  такой ситуации возмущаться, что, дескать, главный герой не  может быть отцом, т.  к. в  начале говорилось, что он  — отец семейства. Такое возмущение вызовет улыбку, ибо всем понятно, что одна и  та  же человеческая личность может быть одновременно и  путешественником, и  отцом, и  никакого противоречия в  этом  нет. Вот и  для Богочеловека Христа, по  мнению христианства, столь  же естественно, что Он  одновременно и  Бог, и  человек.

Таким образом, для христиан Иисус Христос  — это не  «учитель нравственности» и  не  «простой пророк», а  вечный Бог, Второе Лицо Святой Троицы. Называть  же его пророком  — это, значит, не  возвеличивать его, как наивно полагают некоторые мусульмане, а, напротив, фундаментально принизить его статус.

Сами мусульмане, не  отдавая себе в  том отчета, исповедуют Троицу: Бог-Отец это Аллах, Бог-Сын это Коран и  Святой Дух  — это архангел Джабраил, который приносил Откровение от  Бога людям Фото: «БИЗНЕС Online»

«Совпадение наблюдается не  только на  уровне смыслов, но  и  частично на  уровне терминов»

На  христианскую идею Боговоплощения можно посмотреть и  под другим углом. Иисус Христос  в  понимании христиан есть снисхождение в  ткань истории извечного божественного Логоса, обретшего плоть в  земном человеке. Ноуменально отождествляясь с  Богом-Отцом («В  начале было Слово, и  Слово было у  Бога, и  Слово было Бог», Ин. 1.1), этот Логос, согласно христианскому учению, феноменально воплотился в  Боге-Сыне («И  слово стало плотию, и  обитало с  нами, полное благодати и  истины», Ин.1.4). Поэтому природа Христа двойственна: с  одной стороны он  человек, с  другой  — Бог.

Есть  ли в  исламе аналогичный сюжет? Да, и  он  связан с  учением о  божественной природе Корана (или, пользуясь аутентичными исламскими понятиями, его неподражаемости и  извечности).

Коран  — слово Божие  — все тот  же божественный Логос, только нашедший воплощение не  в  форме человека, а  в  виде Книги. Согласно исламскому вероучению, природа Корана, как и  Христа, также двойственна. Мусульманские богословы различают в  Коране маана («смысл») и  лафз («словесное выражение», так сказать, оболочка). Смысл Корана извечен ( кадим ), а  вот его словесная оболочка, воплощенная в  формах арабского языка, исторична, тварна ( махлюк ). При этом отдельные исламские теологии и  лафз также считали извечным, несотворенным.

Другими словами, христианское понимание Иисуса и  исламское понимание Корана идентичны по  сути  — в  обоих случаях теологи говорят о  божественном Логосе, обретшем историческую форму. В  свете этого становится понятным, почему христианство центрировано вокруг личности Христа, а  ислам центрирован вокруг  Св. Корана. Одним из  зримых выражений данного обстоятельства является, например, распространение иконографии в  христианском мире и  каллиграфии  — в  мусульманском. Христос прежде всего образ. Написание образов  — икон  — и  положило начало традиции иконографии. А  что такое Коран? Это слово. Поэтому мечети украшены арабской вязью из  коранических цитат. Христианская иконография и  мусульманская каллиграфия  — сущностно идентичные явления. За  обоими стоит идея божественного Логоса.

Мусульманские теологи в  большинстве своем не  видят данных параллелей. Упрекая христиан в  отходе от  чистоты единобожия, они упорно не  замечают, что сделаны с  ними из  одного и  того  же теста. Любопытно, что в  пылу полемики исламские богословы часто вспоминают ариан  — ранних христиан, отрицавших божественную природу Христа и  учивших о  его сотворенности (тварности). Ариане трактуются этими исламскими теологами как свидетельство того, что христианство поначалу сохраняло верность идее строгого монотеизма. А  между тем в  исламе тоже были свои «ариане». Это мутазилиты, которые точно так  же оспаривали тезис об  извечности Корана и  учили о  его сотворенности. Причем к  такому выводу мутазилиты пришли в  рамках логики монотеизма. Они считали, что извечен лишь Бог и  потому рядополагать с  Ним в  совечности нечто иное  — значит допустить многобожие. Стало быть, если видеть в  арианах истинных христиан, то  истинным исламом в  свете такого рода рассуждений должен быть не  суннизм, провозгласивший извечность наряду с  Богом Корана, а  мутазилизм, стоявший на  страже кристально чистого единобожия.

Коротко говоря, сами мусульмане, не  отдавая себе в  том отчета, исповедуют Троицу: Бог-Отец это Аллах, Бог-Сын это Коран и  Святой Дух  — это архангел Джабраил, который приносил Откровение от  Бога людям. Кстати, согласно классическим тафсирам, ангел Джабраил именуется в  Коране именно «духом» ( рух ). Так что совпадение наблюдается не  только на  уровне смыслов, но  и  частично на  уровне терминов.

Обратить внимание на  все эти параллели сегодня предельно важно, дабы подчеркнуть, что между христианами и  мусульманами, равно как и  иудеями (кстати, Иисус по  матери был евреем) гораздо больше общего, нежели отличий. Мы  представители единой монотеистической традиции. Да, мы  по-разному толкуем некоторые вопросы, но  мы  едины в  главном  — вере в  единого Бога и  нравственных ориентирах.

Представители этой единой традиции совершенно напрасно полемизируют друг с  другом. Сегодня нам нужно не  дискредитировать и  не  ослаблять друг друга, а  осознать, что христиане, мусульмане и  иудеи являются союзниками, которым нужно сплотиться перед лицом общего вызова  — массовым отказом людей от  идеи веры как таковой и  тотальным уничтожением любых нравственных идеалов. На  их  защиту в  том числе и  направлен светлый праздник Рождества Христова, с  которым от  всей души хочется поздравить наших православных соотечественников.

Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции

Последние новости

Акция «Радуга» в Нармонской школе к Международному дню борьбы со СПИДом

Ученики и преподаватели объединились для повышения осведомленности о СПИДе.

Углубленная практика студентов КГМУ

Студенты медицинского университета получают ценный опыт в реальных условиях.

Эпидемия гриппа среди детей в регионе

В этом году наблюдается резкий рост случаев гриппа среди детей.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Камышине на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *