Рустам Батров: «Мусульмане, как и христиане, исповедуют Троицу»

Христианское понимание Иисуса и исламское понимание Корана идентичны по сути, но мусульманские теологи этого часто не замечают «Мусульмане, как правило,

Христианское понимание Иисуса и исламское понимание Корана идентичны по сути, но мусульманские теологи этого часто не замечают

«Мусульмане, как правило, считают признание Христа Сыном Божьим и  в  целом веру в  Святую Троицу отходом от  стандарта единобожия»,  — указывает известный мусульманский и  общественный деятель Рустам Батыр. Но  он  уверен, что такое понимание Троицы не  более чем поверхностный взгляд на  вещи, вульгарная интерпретация христианских догматов. В  своем очередном материале на  «БИЗНЕС Online» наш постоянный автор еще раз доказывает, что между христианами и  мусульманами, равно как и  иудеями, гораздо больше общего, нежели отличий.

Рустам Батров:  «Низвести Христа до  простого пророка в  глазах христиан примерно то  же самое, что и  назвать Коран сборником проповедей Мухаммада. В  обоих случаях десакрализируется сердце религиозной традиции» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Священный Коран, ниспосланный на  землю, как и  Христос, рожденный во  плоти, извечен по  своей природе»

Религиозные праздники  — время стихийного межконфессионального диалога. Рождество Христово не  исключение. В  этот день мусульмане шлют православным друзьям теплые поздравления и  рождественские открытки. Безусловно, такая практика может только приветствоваться. Однако некоторые особо «продвинутые» мусульмане идут еще дальше. Желая сделать «реверанс» в  сторону христианских соседей, они спешат обрадовать их  известием о  том, что последователи ислама, дескать, также веруют в  Иисуса, ибо он, согласно исламскому вероучению, был истинным пророком.

Такое признание, совершаемое в  расчете на  ответную комплиментарность, на  самом деле делается не  от  большого  ума. Для христиан Иисус  — вовсе не  пророк, а  Сын Божий. А  это гигантская разница. Низвести Христа до  простого пророка в  глазах христиан примерно то  же самое, что и  назвать Коран сборником проповедей Мухаммада. В  обоих случаях десакрализируется сердце религиозной традиции.

Мусульмане, как правило, считают признание Христа Сыном Божьим и  в  целом веру в  Святую Троицу отходом от  стандарта единобожия. Конечно  же, такое понимание Троицы не  более, чем поверхностный взгляд на  вещи, вульгарная интерпретация христианских догматов. Троица не  предполагает никакого языческого культа многобожия. Бог в  трех лицах  — это как три социальные роли человека: сын, муж, отец или дочь, жена, мать. Роли разные, но  человек один. То  же самое и  с  Богом.

Более того, сами мусульмане также исповедуют Троицу, которая весьма недвусмысленно проступает в  учении о  божественной природе Корана. Священный Коран, ниспосланный на  землю, как и  Христос, рожденный во  плоти, извечен по  своей природе. На  этом настаивает исламское богословие, не  видя в  подобном тезисе никакого отхода от  строгого монотеизма. Вот уж  воистину в  чужом глазу мы  любим видеть соринку, а  в  своем  — никогда!

Полемизируя с  христианством, наши богословы любят приводить цитаты из  Евангелия, говорящие о  человечестве Христа, и  думают, будто тем самым смогли опровергнуть учение христиан о  Боговоплощении Фото:  Карл Генрих Блох,  wikimedia.org , Общественное достояние

«Из-за непонимания отличия природы от  личности  мусульмане не  понимают сути идеи Боговоплощения»

Почему нам, мусульманам, кажется, что христианское понимание Иисуса, т.  е. их  учение о  Боговоплощении, является отходом от  принципа монотеизма? Это проистекает из  того, что мы  не  задумываемся об  отличии понятия «природа» от  понятия «личность».

Что имеется в  виду?

Поясним на  примере. Если человек вдруг потеряет руку или ногу, то  он  не  перестанет быть собой. Если он  в  результате склероза потеряет память, его личность останется той  же. Если он, скажем, по  старческим причинам утратит прежние интеллектуальные способности, его личность останется той  же. А  значит, ни  части тела, ни  само тело, ни  память, ни  ум  не  являются личностью. Это все  — принадлежность человеческой природы. А  личность  —   это «я», которое обладает этой природой. Можно сказать, что природа человека  — это все, отвечающее на  вопрос «что?», а  личность  —   на  вопрос: «кто?». Это различие личности и  природы есть во  всех разумных существах.

Есть оно, согласно христианам, и  в  Боге. Поэтому христиане могут говорить, что Бог  — один, ибо Он  один по  природе, и  что Бог  — Троичен, ибо у  одной божественной природы есть Три Лица-Личности: Отец, Сын и  Святой  Дух. И  вторая Личность Троицы, согласно христианскому учению, две тысячи лет назад воплотилась на  Земле. Это и  есть Иисус Христос.

Именно из-за непонимания отличия природы от  личности  мусульмане не  понимают сути идеи Боговоплощения. Полемизируя с  христианством, наши богословы любят приводить цитаты из  Евангелия, говорящие о  человечестве Христа, и  думают, будто тем самым смогли опровергнуть учение христиан о  Боговоплощении. Но  для самих христиан никакого «опровержения» и  «противоречия» здесь нет, ибо, став человеком, Христос в  их  представлении не  перестал быть Богом, он  не  «превратился» из  Бога в  человека и  не  смешал божественную природу с  человеческой в  какой-либо гибрид  —   нет! Он  просто включил человеческую природу, рожденную от  девы Марии, в  Свою Личность. Таким образом он, согласно их  взглядам, одновременно и  истинный Бог, и  истинный человек.

Если мы  читаем рассказ про путешественника, о  котором в  самом начале было сказано, что он  — отец семейства, то  будет странно в  такой ситуации возмущаться, что, дескать, главный герой не  может быть отцом, т.  к. в  начале говорилось, что он  — отец семейства. Такое возмущение вызовет улыбку, ибо всем понятно, что одна и  та  же человеческая личность может быть одновременно и  путешественником, и  отцом, и  никакого противоречия в  этом  нет. Вот и  для Богочеловека Христа, по  мнению христианства, столь  же естественно, что Он  одновременно и  Бог, и  человек.

Таким образом, для христиан Иисус Христос  — это не  «учитель нравственности» и  не  «простой пророк», а  вечный Бог, Второе Лицо Святой Троицы. Называть  же его пророком  — это, значит, не  возвеличивать его, как наивно полагают некоторые мусульмане, а, напротив, фундаментально принизить его статус.

Сами мусульмане, не  отдавая себе в  том отчета, исповедуют Троицу: Бог-Отец это Аллах, Бог-Сын это Коран и  Святой Дух  — это архангел Джабраил, который приносил Откровение от  Бога людям Фото: «БИЗНЕС Online»

«Совпадение наблюдается не  только на  уровне смыслов, но  и  частично на  уровне терминов»

На  христианскую идею Боговоплощения можно посмотреть и  под другим углом. Иисус Христос  в  понимании христиан есть снисхождение в  ткань истории извечного божественного Логоса, обретшего плоть в  земном человеке. Ноуменально отождествляясь с  Богом-Отцом («В  начале было Слово, и  Слово было у  Бога, и  Слово было Бог», Ин. 1.1), этот Логос, согласно христианскому учению, феноменально воплотился в  Боге-Сыне («И  слово стало плотию, и  обитало с  нами, полное благодати и  истины», Ин.1.4). Поэтому природа Христа двойственна: с  одной стороны он  человек, с  другой  — Бог.

Есть  ли в  исламе аналогичный сюжет? Да, и  он  связан с  учением о  божественной природе Корана (или, пользуясь аутентичными исламскими понятиями, его неподражаемости и  извечности).

Коран  — слово Божие  — все тот  же божественный Логос, только нашедший воплощение не  в  форме человека, а  в  виде Книги. Согласно исламскому вероучению, природа Корана, как и  Христа, также двойственна. Мусульманские богословы различают в  Коране маана («смысл») и  лафз («словесное выражение», так сказать, оболочка). Смысл Корана извечен ( кадим ), а  вот его словесная оболочка, воплощенная в  формах арабского языка, исторична, тварна ( махлюк ). При этом отдельные исламские теологии и  лафз также считали извечным, несотворенным.

Другими словами, христианское понимание Иисуса и  исламское понимание Корана идентичны по  сути  — в  обоих случаях теологи говорят о  божественном Логосе, обретшем историческую форму. В  свете этого становится понятным, почему христианство центрировано вокруг личности Христа, а  ислам центрирован вокруг  Св. Корана. Одним из  зримых выражений данного обстоятельства является, например, распространение иконографии в  христианском мире и  каллиграфии  — в  мусульманском. Христос прежде всего образ. Написание образов  — икон  — и  положило начало традиции иконографии. А  что такое Коран? Это слово. Поэтому мечети украшены арабской вязью из  коранических цитат. Христианская иконография и  мусульманская каллиграфия  — сущностно идентичные явления. За  обоими стоит идея божественного Логоса.

Мусульманские теологи в  большинстве своем не  видят данных параллелей. Упрекая христиан в  отходе от  чистоты единобожия, они упорно не  замечают, что сделаны с  ними из  одного и  того  же теста. Любопытно, что в  пылу полемики исламские богословы часто вспоминают ариан  — ранних христиан, отрицавших божественную природу Христа и  учивших о  его сотворенности (тварности). Ариане трактуются этими исламскими теологами как свидетельство того, что христианство поначалу сохраняло верность идее строгого монотеизма. А  между тем в  исламе тоже были свои «ариане». Это мутазилиты, которые точно так  же оспаривали тезис об  извечности Корана и  учили о  его сотворенности. Причем к  такому выводу мутазилиты пришли в  рамках логики монотеизма. Они считали, что извечен лишь Бог и  потому рядополагать с  Ним в  совечности нечто иное  — значит допустить многобожие. Стало быть, если видеть в  арианах истинных христиан, то  истинным исламом в  свете такого рода рассуждений должен быть не  суннизм, провозгласивший извечность наряду с  Богом Корана, а  мутазилизм, стоявший на  страже кристально чистого единобожия.

Коротко говоря, сами мусульмане, не  отдавая себе в  том отчета, исповедуют Троицу: Бог-Отец это Аллах, Бог-Сын это Коран и  Святой Дух  — это архангел Джабраил, который приносил Откровение от  Бога людям. Кстати, согласно классическим тафсирам, ангел Джабраил именуется в  Коране именно «духом» ( рух ). Так что совпадение наблюдается не  только на  уровне смыслов, но  и  частично на  уровне терминов.

Обратить внимание на  все эти параллели сегодня предельно важно, дабы подчеркнуть, что между христианами и  мусульманами, равно как и  иудеями (кстати, Иисус по  матери был евреем) гораздо больше общего, нежели отличий. Мы  представители единой монотеистической традиции. Да, мы  по-разному толкуем некоторые вопросы, но  мы  едины в  главном  — вере в  единого Бога и  нравственных ориентирах.

Представители этой единой традиции совершенно напрасно полемизируют друг с  другом. Сегодня нам нужно не  дискредитировать и  не  ослаблять друг друга, а  осознать, что христиане, мусульмане и  иудеи являются союзниками, которым нужно сплотиться перед лицом общего вызова  — массовым отказом людей от  идеи веры как таковой и  тотальным уничтожением любых нравственных идеалов. На  их  защиту в  том числе и  направлен светлый праздник Рождества Христова, с  которым от  всей души хочется поздравить наших православных соотечественников.

Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции

Последние новости

9 декабря отмечается День Героев Отечества.

В честь этой даты в Старозюринской сельской библиотеке провели патриотический час с читателями о Герое Социалистического труда Гульбике Каримовой , которая проживает в пос.

В Лениногорске прошел заплыв на призы Деда Мороза

В традиционные заплывы на призы Деда Мороза в бассейне «Юбилейный» СП «Татнефть-Забота» выявили лучших среди юных пловцов.

Пятеро челнинцев стали победителями республиканского конкурса профмастерства

Пятеро челнинцев стали победителями республиканского конкурса профессионального мастерства работников сферы государственной молодежной политики Татарстана.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Камышине на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *