Рустам Батров: «Мусульмане, как и христиане, исповедуют Троицу»
Христианское понимание Иисуса и исламское понимание Корана идентичны по сути, но мусульманские теологи этого часто не замечают «Мусульмане, как правило,
«Мусульмане, как правило, считают признание Христа Сыном Божьим и в целом веру в Святую Троицу отходом от стандарта единобожия», — указывает известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Но он уверен, что такое понимание Троицы не более чем поверхностный взгляд на вещи, вульгарная интерпретация христианских догматов. В своем очередном материале на «БИЗНЕС Online» наш постоянный автор еще раз доказывает, что между христианами и мусульманами, равно как и иудеями, гораздо больше общего, нежели отличий.
Рустам Батров: «Низвести Христа до простого пророка в глазах христиан примерно то же самое, что и назвать Коран сборником проповедей Мухаммада. В обоих случаях десакрализируется сердце религиозной традиции» Фото: «БИЗНЕС Online»
«Священный Коран, ниспосланный на землю, как и Христос, рожденный во плоти, извечен по своей природе»Религиозные праздники — время стихийного межконфессионального диалога. Рождество Христово не исключение. В этот день мусульмане шлют православным друзьям теплые поздравления и рождественские открытки. Безусловно, такая практика может только приветствоваться. Однако некоторые особо «продвинутые» мусульмане идут еще дальше. Желая сделать «реверанс» в сторону христианских соседей, они спешат обрадовать их известием о том, что последователи ислама, дескать, также веруют в Иисуса, ибо он, согласно исламскому вероучению, был истинным пророком.
Такое признание, совершаемое в расчете на ответную комплиментарность, на самом деле делается не от большого ума. Для христиан Иисус — вовсе не пророк, а Сын Божий. А это гигантская разница. Низвести Христа до простого пророка в глазах христиан примерно то же самое, что и назвать Коран сборником проповедей Мухаммада. В обоих случаях десакрализируется сердце религиозной традиции.
Мусульмане, как правило, считают признание Христа Сыном Божьим и в целом веру в Святую Троицу отходом от стандарта единобожия. Конечно же, такое понимание Троицы не более, чем поверхностный взгляд на вещи, вульгарная интерпретация христианских догматов. Троица не предполагает никакого языческого культа многобожия. Бог в трех лицах — это как три социальные роли человека: сын, муж, отец или дочь, жена, мать. Роли разные, но человек один. То же самое и с Богом.
Более того, сами мусульмане также исповедуют Троицу, которая весьма недвусмысленно проступает в учении о божественной природе Корана. Священный Коран, ниспосланный на землю, как и Христос, рожденный во плоти, извечен по своей природе. На этом настаивает исламское богословие, не видя в подобном тезисе никакого отхода от строгого монотеизма. Вот уж воистину в чужом глазу мы любим видеть соринку, а в своем — никогда!
Полемизируя с христианством, наши богословы любят приводить цитаты из Евангелия, говорящие о человечестве Христа, и думают, будто тем самым смогли опровергнуть учение христиан о Боговоплощении Фото: Карл Генрих Блох, wikimedia.org , Общественное достояние
«Из-за непонимания отличия природы от личности мусульмане не понимают сути идеи Боговоплощения»Почему нам, мусульманам, кажется, что христианское понимание Иисуса, т. е. их учение о Боговоплощении, является отходом от принципа монотеизма? Это проистекает из того, что мы не задумываемся об отличии понятия «природа» от понятия «личность».
Что имеется в виду?
Поясним на примере. Если человек вдруг потеряет руку или ногу, то он не перестанет быть собой. Если он в результате склероза потеряет память, его личность останется той же. Если он, скажем, по старческим причинам утратит прежние интеллектуальные способности, его личность останется той же. А значит, ни части тела, ни само тело, ни память, ни ум не являются личностью. Это все — принадлежность человеческой природы. А личность — это «я», которое обладает этой природой. Можно сказать, что природа человека — это все, отвечающее на вопрос «что?», а личность — на вопрос: «кто?». Это различие личности и природы есть во всех разумных существах.
Есть оно, согласно христианам, и в Боге. Поэтому христиане могут говорить, что Бог — один, ибо Он один по природе, и что Бог — Троичен, ибо у одной божественной природы есть Три Лица-Личности: Отец, Сын и Святой Дух. И вторая Личность Троицы, согласно христианскому учению, две тысячи лет назад воплотилась на Земле. Это и есть Иисус Христос.
Именно из-за непонимания отличия природы от личности мусульмане не понимают сути идеи Боговоплощения. Полемизируя с христианством, наши богословы любят приводить цитаты из Евангелия, говорящие о человечестве Христа, и думают, будто тем самым смогли опровергнуть учение христиан о Боговоплощении. Но для самих христиан никакого «опровержения» и «противоречия» здесь нет, ибо, став человеком, Христос в их представлении не перестал быть Богом, он не «превратился» из Бога в человека и не смешал божественную природу с человеческой в какой-либо гибрид — нет! Он просто включил человеческую природу, рожденную от девы Марии, в Свою Личность. Таким образом он, согласно их взглядам, одновременно и истинный Бог, и истинный человек.
Если мы читаем рассказ про путешественника, о котором в самом начале было сказано, что он — отец семейства, то будет странно в такой ситуации возмущаться, что, дескать, главный герой не может быть отцом, т. к. в начале говорилось, что он — отец семейства. Такое возмущение вызовет улыбку, ибо всем понятно, что одна и та же человеческая личность может быть одновременно и путешественником, и отцом, и никакого противоречия в этом нет. Вот и для Богочеловека Христа, по мнению христианства, столь же естественно, что Он одновременно и Бог, и человек.
Таким образом, для христиан Иисус Христос — это не «учитель нравственности» и не «простой пророк», а вечный Бог, Второе Лицо Святой Троицы. Называть же его пророком — это, значит, не возвеличивать его, как наивно полагают некоторые мусульмане, а, напротив, фундаментально принизить его статус.
Сами мусульмане, не отдавая себе в том отчета, исповедуют Троицу: Бог-Отец это Аллах, Бог-Сын это Коран и Святой Дух — это архангел Джабраил, который приносил Откровение от Бога людям Фото: «БИЗНЕС Online»
«Совпадение наблюдается не только на уровне смыслов, но и частично на уровне терминов»На христианскую идею Боговоплощения можно посмотреть и под другим углом. Иисус Христос в понимании христиан есть снисхождение в ткань истории извечного божественного Логоса, обретшего плоть в земном человеке. Ноуменально отождествляясь с Богом-Отцом («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», Ин. 1.1), этот Логос, согласно христианскому учению, феноменально воплотился в Боге-Сыне («И слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины», Ин.1.4). Поэтому природа Христа двойственна: с одной стороны он человек, с другой — Бог.
Есть ли в исламе аналогичный сюжет? Да, и он связан с учением о божественной природе Корана (или, пользуясь аутентичными исламскими понятиями, его неподражаемости и извечности).
Коран — слово Божие — все тот же божественный Логос, только нашедший воплощение не в форме человека, а в виде Книги. Согласно исламскому вероучению, природа Корана, как и Христа, также двойственна. Мусульманские богословы различают в Коране маана («смысл») и лафз («словесное выражение», так сказать, оболочка). Смысл Корана извечен ( кадим ), а вот его словесная оболочка, воплощенная в формах арабского языка, исторична, тварна ( махлюк ). При этом отдельные исламские теологии и лафз также считали извечным, несотворенным.
Другими словами, христианское понимание Иисуса и исламское понимание Корана идентичны по сути — в обоих случаях теологи говорят о божественном Логосе, обретшем историческую форму. В свете этого становится понятным, почему христианство центрировано вокруг личности Христа, а ислам центрирован вокруг Св. Корана. Одним из зримых выражений данного обстоятельства является, например, распространение иконографии в христианском мире и каллиграфии — в мусульманском. Христос прежде всего образ. Написание образов — икон — и положило начало традиции иконографии. А что такое Коран? Это слово. Поэтому мечети украшены арабской вязью из коранических цитат. Христианская иконография и мусульманская каллиграфия — сущностно идентичные явления. За обоими стоит идея божественного Логоса.
Мусульманские теологи в большинстве своем не видят данных параллелей. Упрекая христиан в отходе от чистоты единобожия, они упорно не замечают, что сделаны с ними из одного и того же теста. Любопытно, что в пылу полемики исламские богословы часто вспоминают ариан — ранних христиан, отрицавших божественную природу Христа и учивших о его сотворенности (тварности). Ариане трактуются этими исламскими теологами как свидетельство того, что христианство поначалу сохраняло верность идее строгого монотеизма. А между тем в исламе тоже были свои «ариане». Это мутазилиты, которые точно так же оспаривали тезис об извечности Корана и учили о его сотворенности. Причем к такому выводу мутазилиты пришли в рамках логики монотеизма. Они считали, что извечен лишь Бог и потому рядополагать с Ним в совечности нечто иное — значит допустить многобожие. Стало быть, если видеть в арианах истинных христиан, то истинным исламом в свете такого рода рассуждений должен быть не суннизм, провозгласивший извечность наряду с Богом Корана, а мутазилизм, стоявший на страже кристально чистого единобожия.
Коротко говоря, сами мусульмане, не отдавая себе в том отчета, исповедуют Троицу: Бог-Отец это Аллах, Бог-Сын это Коран и Святой Дух — это архангел Джабраил, который приносил Откровение от Бога людям. Кстати, согласно классическим тафсирам, ангел Джабраил именуется в Коране именно «духом» ( рух ). Так что совпадение наблюдается не только на уровне смыслов, но и частично на уровне терминов.
Обратить внимание на все эти параллели сегодня предельно важно, дабы подчеркнуть, что между христианами и мусульманами, равно как и иудеями (кстати, Иисус по матери был евреем) гораздо больше общего, нежели отличий. Мы представители единой монотеистической традиции. Да, мы по-разному толкуем некоторые вопросы, но мы едины в главном — вере в единого Бога и нравственных ориентирах.
Представители этой единой традиции совершенно напрасно полемизируют друг с другом. Сегодня нам нужно не дискредитировать и не ослаблять друг друга, а осознать, что христиане, мусульмане и иудеи являются союзниками, которым нужно сплотиться перед лицом общего вызова — массовым отказом людей от идеи веры как таковой и тотальным уничтожением любых нравственных идеалов. На их защиту в том числе и направлен светлый праздник Рождества Христова, с которым от всей души хочется поздравить наших православных соотечественников.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакцииПоследние новости
Акция «Радуга» в Нармонской школе к Международному дню борьбы со СПИДом
Ученики и преподаватели объединились для повышения осведомленности о СПИДе.
Углубленная практика студентов КГМУ
Студенты медицинского университета получают ценный опыт в реальных условиях.
Эпидемия гриппа среди детей в регионе
В этом году наблюдается резкий рост случаев гриппа среди детей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований