Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение
Аутизм — это расстройство, характеризующееся нарушением социальной адаптации, речевыми нарушениями и психическим развитием. Но, если обнаружить это заболевание у ребенка рано и начать своевременное лечение, можно достичь заметных результатов - основная задача терапии заключается в обучении и социализации ребенка. Однако в России ситуация с диагностикой и лечением аутизма далеко не идеальна. В первую очередь, это связано с недостатком специалистов и слабым осведомлением родителей об этой проблеме.
Еще в середине прошлого века аутизм был редким заболеванием, но со временем его диагностируют все чаще. Особенно это заметно в США, где врачи более внимательно относятся к этой проблеме. В 1970-х годах один аутист на 10 000 детей, 15 лет назад – один на 250 детей, а сейчас – один на 88 детей или один на 52 мальчика и 250 девочек. В России нет официальной статистики по количеству детей-аутистов, так как такой учет не ведется. Но, согласно приблизительным данным, у нас также есть десятки тысяч заболевших детей.
Рост количества случаев аутизма у детей вызывает серьезную озабоченность, но до сих пор его причины не до конца понятны. Ученые сходятся во мнении, что на появление аутизма влияют несколько факторов, а не одна причина. Но, несмотря на это, право на своевременную диагностику и коррекцию аутизма должны иметь все дети.
Аутизм - это сложное нейроразвитие, часто понимаемое как спектр расстройств, проявляющихся в области социального взаимодействия и коммуникации. Как правило, данное заболевание диагностируется у детей до 3 лет, и хотя его причины до конца не известны, возможным рядом стимулов для развития аутизма считаются:
- Генные модификации;
- Органические поражения центральной нервной системы (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
- Гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
- Воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
- Ртутное отравление, в том числе при вакцинации младенца;
- Чрезмерное употребление антибиотиков;
- Химическое воздействие на организм матери в период беременности.
Однако не существует доказательств того, что эти факторы могут быть главной причиной развития аутизма. Но исследования показали, что серьезное воздействие на ребенка может повысить риск возникновения аутизма, особенно если у ребенка есть наследственная предрасположенность к данной проблеме. В этом случае, также могут привести к аутизму факторы, такие как сильный испуг и перенесенная инфекция.
Родителям, воспитывающим ребенка-аутиста, необходимо проявлять особое терпение и последовательность в процессе его обучения и воспитания. Для создания спокойной обстановки в доме следует заботиться не только о ребенке, но и о собственном психическом состоянии, отдыхая и проконсультируясь с психологом относительно правильного воспитания и развития ребенка.
Родители должны помочь аутисту адаптироваться в обществе не только дома, но и в других местах, таких как улица, детский сад или школа. Упорно и мягко преодолевая сопротивление ребенка и его нежелание общаться, родители должны показать, что общение словами, игры со сверстниками и другие виды общения возможны для него.
В этом процессе родительская поддержка и помощь играют ключевую роль в деле воспитания и адаптации ребенка с аутизмом.
Медикаментозное лечение аутизма: принципы и методы
Лекарственная терапия не является основным методом лечения аутизма. Однако она может быть назначена для устранения отдельных симптомов этого заболевания. Лекарственные препараты используются, прежде всего, для снятия неадекватных поведенческих реакций у больных, таких как аутоагрессия и агрессия по отношению к другим людям, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства и повышенная двигательная активность. Для этой цели могут применяться нейролептики и психостимуляторы.
Однако стоит помнить, что увеличение доз и применение большего количества психотропных препаратов не является эффективным решением проблемы аутизма. Вместо того, чтобы подавлять симптомы, такое лечение может привести к обратным результатам – регрессии интеллектуальных и речевых способностей у детей.
Для того чтобы улучшить здоровье кишечника и состояние микрофлоры у детей, страдающих аутизмом, могут быть назначены пробиотики. Эти лекарственные средства способны создавать условия для развития полезных микроорганизмов в кишечнике.
Также следует обратить внимание на недостаток витаминов, минералов и аминокислот, которые часто наблюдаются у детей с аутизмом. Для этого можно использовать специальные лекарственные комплексы, содержащие необходимые витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; а также кислоты: фолиевую и липоевую.
Одним из эффективных способов лечения аутизма является прием полиненасыщенных жирных кислот омега-3, которые содержатся в льняном семени и рыбьем жире. Они способны снижать воспаление в кишечнике и оказывать успокаивающее действие на психику.
В случае, когда поджелудочная железа не выделяет достаточное количество гормона секретина, введение этого гормона может оказать положительный эффект на общее состояние больного и концентрацию внимания.
Нормализация стула и более эффективное усвоение пищи достигается за счет использования пищеварительных ферментов.
Избыточное количество дрожжевых грибков и патогенных бактерий, слабый иммунитет и дисбактериоз могут потребовать лечения антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными препаратами.
Лечение аутизма часто включает иммуностимулирующую терапию. Детям с аутоиммунными заболеваниями необходимо особое лечение с применением стероидов и иммуноглобулинов.
При избыточном содержании тяжелых металлов в организме может быть применено хелирование – метод вывода этих металлов при помощи специальных препаратов, таких как димеркаптосукциновая кислота (DMSA).
Для облегчения проявлений аутизма может помочь особый режим питания, который включает в себя следующие рекомендации:
- Избегайте пищи, содержащей казеин (молоко) и глютен (пшеница, рожь, овес, ячмень).
- Не употребляйте продукты, содержащие консерванты и красители.
- Придерживайтесь бездрожжевой диеты.
- Снизьте потребление сахара.
- Употребляйте больше пищи, содержащей клетчатку.
- Пейте много воды.
- Отдайте предпочтение белковой пище перед углеводной.
Соблюдение этих простых правил позволит уменьшить проявления аутизма и улучшить качество жизни людей, страдающих этим расстройством.
Дети с аутизмом могут столкнуться с серьезными проблемами в содержании многих веществ, независимо от того, какой диеты они придерживаются. Недостаток витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина и микроэлементов, таких как цинк, селен, марганец, молибден, хром и ванадий, может быть одним из них. Кроме того, уровни адреналина, норадреналина и дофамина могут отличаться, а опиатоподобные гормоны (эндорфины) могут быть в повышенной концентрации.
Некоторые дети с аутизмом могут также иметь повышенное содержание определенных веществ, таких как ртуть, свинец, алюминий, мышьяк и сурьма, в своих организмах, что может приводить к большим проблемам в дальнейшем.
Но как лечить аутизм? Вся терапия аутизма, будь то поведенческая или медицинская, зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка. Лучше всего провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем, прежде чем принимать какие-либо лекарства. Врач сможет профессионально оценить, как лечить аутизм. Медикаментозные терапии и диеты могут быть эффективными, но не всем детям они помогают. Важно отслеживать эффективность терапии в каждом конкретном случае.
Для своевременного определения аутизма у ребенка следует внимательно наблюдать за его поведением и фиксировать нетипичные для детей этого возраста проявления. Эта задача стоит прежде всего перед родителями. Аутизм – это группа заболеваний, имеющих схожие симптомы, которые явно проявляются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет.
Ниже перечислены признаки аутизма у детей:
- Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, а другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. У детей до 12 месяцев отсутствует желание ходить и они могут издавать одни и те же звуки. К двум годам они обладают крайне бедным словарным запасом порядка 15 слов, а к трем годам почти не могут комбинировать слова. Некоторые аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху и придумывать свои собственные слова (неологизмы). Однако, многие не используют речь для общения и говорят о себе в третьем лице, не используя обращения и личные местоимения.
- Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь, с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки и не улыбаются им. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки и похлопать по спине. По поведению эти дети похожи на глухих или слепых, поскольку не отличают родителей от других людей и не замечают, когда к ним кто-то обращается.
- Проблемы в социализации. Ребенок, страдающий аутизмом, испытывает сильный дискомфорт при нахождении в окружении других людей и с возрастом начинает ощущать тревогу. Так называемые «дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей и правил игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний, связанных с неумением общаться.
- Приступы агрессии. Любое расстройство или неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику или физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других людей или на самого себя. При этом последнее зафиксировано у 30% больных.
- Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть с разными предметами, машинками или куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или заменять ложку палочкой, а может лишь повторять чужие действия, увиденные и услышанные. Аутисты могут использовать игрушки нестандартным образом, например, не для того, для чего предназначены. Они могут не катать машинки, а часами крутить их колеса или проявлять приверженность к одной игрушке или ее части, а также к одним и тем же мелким предметам.
- Стереотипное поведение и боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени, например, повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты или вертеть что-то. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам и распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются и впадают в агрессию. Реакция на переезд в другую квартиру или перестановку игрушек на полке может проявиться аналогично.
Детский аутизм – это неврологическое заболевание, которое может проявляться по-разному у разных людей. Некоторые могут иметь все симптомы, а другие – только отдельные особенности речи и поведения. В США и на Западе легкие формы аутизма не являются препятствием для работы, учебы и создания семьи, поэтому очень часто такие случаи там встречаются.
Наряду с поведенческими признаками существуют и физические и физиологические проявления аутизма у детей. Хотя не все они встречаются у каждого пациента, все же есть некоторая тенденция к данным особенностям организма. К ним относятся острое или притупленное сенсорное восприятие, судороги, пониженный иммунитет, синдром раздраженного кишечника, рост бактерий и дрожжей в желудочно-кишечном тракте, а также нарушение функций поджелудочной железы.
Диагностика аутизма у детей: ключевые моменты
Определение аутистического спектра расстройств у детей возможно, если обнаружены трое из следующих симптомов: трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение. Особенно важно учитывать, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.
Для более точного выявления аутизма у детей используется две международные классификации психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 и DSM-5. Для точной медицинской диагностики необходимо наличие у ребенка не менее шести симптомов.
Для подтверждения диагноза специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование. Родители также указывают на особенности поведения ребенка и отвечают на вопросы из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R). Для получения более детальной информации используется шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS). Если ребенка госпитализируют, то используют Оценочную шкалу детского аутизма (CARS). Эти базовые методы диагностики активно применяются в США и Европе.
В России диагностика аутизма у детей представляет сложность из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских специалистов. Нерегулярное поведение ребенка, заподозрить которое педиатр не всегда может, а также редкость сообщения об этом факте со стороны родителей, могут послужить причиной затруднительной диагностики. В случае подозрения на детский аутизм проводится медицинская комиссия, в состав которой входят невролог, психиатр, психолог и представитель узкого специалиста по болезням аутистического спектра. Кроме того, на комиссии должны присутствовать родители и воспитатели (если ребенок посещает детский сад).
Одна из самых сложных задач при диагностике аутизма заключается в дифференциации его из заболеваний, которые имеют похожие симптомы, особенно в раннем детском возрасте. В России проблема состоит также в нередких ошибках диагностики. Данная проблема является серьезной, поскольку аутизм у детей не лечится так же, как умственная отсталость или шизофрения. Неправильное лечение может лишить ребенка надежды на нормальную жизнь навсегда.
Дифференциальная диагностика аутизма против других заболеваний
В настоящее время детский аутизм, также известный как синдром Каннера, является самой распространенной разновидностью расстройств аутистического спектра (РАС). Однако он отличается от других форм РАС, таких как синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Несмотря на то, что синдром Аспергера более легкий по сравнению с детским аутизмом, пациенты по-прежнему испытывают трудности в общении и понимании других людей. Высокофункциональный аутизм также отличается от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.
Еще один вид РАС - детское дезинтегративное расстройство (ДДР), также известное как регрессивная форма аутизма. Хотя это наиболее опасный вид аутизма, наблюдается наибольший рост заболеваемости. ДДР обычно обнаруживается после 4 лет, когда в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма, а затем регресс развития. С помощью усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.
Если ребенок не смотрит в глаза другим людям, ведет себя отстраненно и не отвечает на вопросы, то следует проверить, все ли в порядке с его органами чувств, особенно если отсутствует ритуальное поведение. Нарушение слуха и зрения может быть другой возможной причиной этих симптомов.
В настоящее время наиболее распространенными психическими расстройствами у детей являются аутизм, шизофрения и госпитализм (депривационный синдром).
При аутизме дети проявляют склонность к избеганию социальных контактов, реакция на эмоциональные сигналы введена в заблуждение, а также наблюдаются узкоспециализированные интересы и поведенческие шаблоны. Однако, дети с умственной отсталостью, обладают большей приспособляемостью к взаимодействию с окружающим миром, более отзывчивы на эмоциональный контакт, не испытывают склонности к однообразным движениям и не страдают речевыми расстройствами, свойственным для аутизма.
Шизофрения у детей более редка и имеет схожие с аутизмом симптомы, но появляется у детей старше трех лет. Дети, страдающие шизофренией, испытывают галлюцинации и бредовые состояния, при которых интеллект и речь не страдают в такой же степени, как при аутизме.
Госпитализм (депривационный синдром) является следствием изоляции ребенка от матери, и происходит у детей, попавших в детские дома или не получающих достаточной заботы и внимания со стороны родителей. В этом случае дети испытывают как психическую, так и физическую отставание.
Поэтому, важно выявить аутизм как можно раньше. Тем самым можно получить наибольший эффект от терапии заболевания и позволить ребенку стать полноправным членом общества.
Как лечить и корректировать аутизм у детей
Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как можно лечить аутизм у детей. Среди наиболее известных можно назвать такие, как "Прикладной анализ поведения" и "Игровое время" (Floor Time), а также ТЕАССН и другие, которые были разработаны в США. Во всех этих случаях терапия заключается в обучении детей определенным сценариям поведения и активном взаимодействии с ними. Важно отметить, что терапевтические результаты напрямую зависят от старательности родителей.
На данный момент в нашей стране еще не так много специалистов, которые занимаются реабилитацией аутистов по уже существующим методикам. Тем не менее, необходимо проявлять настойчивость при поиске компетентного психиатра. К сожалению, в коррекционно-развивающих учреждениях таким детям по-прежнему не уделяется достаточного внимания, однако эффективное взаимодействие с аутистами должно проводиться комплексно, включая рабочие встречи с психиатрическими специалистами, учебные заведения и детские сады. В любом случае, забота о детях с аутизмом лежит на первую очередь на родителях, независимо от того, в какой стране они живут.
Существует несколько важных подсказок, как помочь детям с аутизмом:
-
Прививание жизненно важных навыков ребенку должно основываться на повторении одних и тех же действий. Например, если ребенок уже научился мочить зубы, его следует снова и снова учить этому уроку.
-
Родители должны соблюдать строгий график дня для ребенка с аутизмом, и не нарушать его.
-
Разрешается только постепенная смена обстановки и привычек ребенка.
-
Родители должны как можно чаще общаться с ребенком и проводить с ним много времени.
-
Тем неменее, не следует повышать голос, ругать или наказывать ребенка, когда устанавливается контакт с ним.
-
Раннее эмоциональное взаимодействие с малышом поможет при раннем детском аутизме: брать на руки, прижимать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
-
Если оральное общение представляется трудным, возможно общение при помощи картинок и карточек.
-
Не следует позволять ребенку перенапрягаться, необходимо разрешить перерывы между занятиями, играми и временем в уединении.
-
Регулярные тренировки помогут малышам справляться со стрессом и установкой физической формы.
-
Не подавляйте инициативу ребенка и не спешите его в выполнении действий.
Фото: freepik.com