Выездные и камеральные налоговые проверки: сходство и отличия

Выездные и камеральные налоговые проверки: сходство и отличия

Федеральная налоговая служба России (ФНС) доначислила почти 138 млрд рублей в федеральный бюджет в 2021 году в результате налоговых проверок, согласно официальному сайту ФНС России.

Одной из главных целей каждой налоговой проверки является контроль за соблюдением компанией налогового законодательства и соответствия суммы уплаченных налогов и сборов действительности. Однако, налоговые проверки самого разного рода, поэтому они могут отличаться по своим особенностям.

Компании имеют огромное количество работы при подготовке необходимых документов и их предоставлении налоговым органам, чтобы убедиться в соблюдении налогового законодательства.

Организации могут столкнуться с двумя видами налоговых проверок: выездной и камеральной. Независимо от выбранного варианта, цель проверки всегда заключается в сопоставлении предоставленной налоговой отчетности с реальной деятельностью компании.

Как следует из названия, выездная проверка проводится на месте нахождения предприятия и требует активного участия его представителей. Проверка может быть назначена только по решению руководителя налогового органа и чаще всего проводится в случае наличия у фискальных органов оснований подозревать о налоговых нарушениях. Цели выездной проверки заключаются в контроле за правильностью исчисления и внесения в бюджет налогов и сборов, взыскании недоимок по налогам и пеням, привлечении к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, и предупреждении этих правонарушений.

Камеральная проверка, в свою очередь, является регулярной и проводится на основе данных, предоставляемых самой организацией, а также уже имеющихся у ФНС. В отличие от выездной проверки, в камеральной представители компании не участвуют. Процедура проходит без уведомления организации и состоит в анализе налоговых деклараций и расчетов. Цели камеральной проверки сводятся к выявлению налоговых нарушений, контролю соблюдения законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, взысканию сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов и пеней, а также наложению налоговых санкций, если для этого имеются основания.

Важно отметить, что риски проведения внеплановой налоговой проверки могут оценить специалисты, которые также смогут дать рекомендации по ее прохождению с минимальными потерями.

Порядок проведения налоговых проверок: сравнение камеральных и выездных

Обязательность в правильности исчисления и уплаты налогов является общей для камеральной и выездной налоговых проверок, однако есть некоторые различия между этими видами проверок:

1. Основание для проверки: при камеральных налоговых проверках компании самостоятельно подают декларацию в ИФНС без распоряжения инспекции. В то же время, выездные проверки проводятся только при подозрении в недостаточной аккуратности в налоговых расчетах либо при включении компании в план проверок ФНС.

2. Предмет проверки: выездная налоговая проверка включает более детальное изучение документации, возможных налоговых уклонений и других серьезных недочетов. Во время выездной проверки сотрудники ФНС могут проверить не только один вид налогов, но и правильность расчетов и уплаты сразу нескольких платежей. В рамках камеральной проверки фискальные органы проверяют только ошибки и правильность расчетов, а также своевременность подачи документов.

3. Место проведения проверки: камеральные проверки проводятся без выезда инспектора на территорию проверяемой организации - все работы происходят в кабинетах сотрудников ФНС. Выездные проверки проводятся на месте у налогоплательщика, хотя при невозможности предоставления проверяемого места, проверка может происходить на территории инспекции.

4. Сроки проведения налоговой проверки: для камеральной проверки установлен срок в три месяца с момента подачи документов в ИФНС, обычно документы предоставляются один раз в квартал. Если были найдены неточности или намеренные искажения в документации, то сроки проверки могут быть увеличены. Выездные проверки обычно проводятся в течение двух месяцев, но могут продляться до четырех или шести месяцев в некоторых случаях, основанных на Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189Приказ Федеральной налоговой службы от 8 мая 2015 года N MMB-7-2/189@.

Оспаривание результатов проверки

Решение о штрафах и доначислениях, как результат налоговой проверки, может быть оспорено. Для этого стоит обратиться к компетентным специалистам, которые разбираются в налоговом законодательстве.

При необходимости увеличения срока проведения выездной налоговой проверки, несколько факторов могут повлиять на это, в том числе:

  • юридическое лицо входит в список крупнейших налогоплательщиков;
  • в ходе проверки было оказано противодействие сотрудникам ФНС (например, не были предоставлены все документы);
  • были получены сведения о нарушении компанией законодательства об уплате налогов и сборов со стороны других контролирующих органов;
  • возникла форс-мажорная ситуация в процессе проведения проверки;
  • у налогоплательщика имеется несколько структурных подразделений - если их количество составляет менее четырех, то сроки увеличиваются до четырех месяцев, если же больше - до шести месяцев.

Результаты налоговых проверок: как получить акт и чего опасаться

Для предпринимателей, прошедших камеральную налоговую проверку, получение акта может стать первым сигналом, что что-то пошло не так. Этот документ высылается налоговой службой только в случае обнаружения ошибок или нарушений в документации. Если же все в порядке, бизнесмен не узнает о проверке. В результате камеральной проверки ФНС может потребовать доплаты налогов с пенями, запросить уточненную декларацию или оштрафовать компанию за нарушение сроков подачи.

Решение по результатам выездной проверки компании готовится на основе акта и справки. Руководитель или уполномоченное лицо получают решение вручную. Если же проверка выявляет нарушения, ФНС может доначислить налоги и наказать компанию штрафами и пенями. Умышленные нарушения могут привести к штрафу в размере 40% от доначислений и пеней.

Чтобы уберечь себя от неприятностей, связанных с налоговыми проверками, целесообразно обратиться за помощью в компанию, имеющую положительную репутацию и большой опыт в этой сфере. При возникновении судебных разногласий с ФНС обычно сторона бизнеса уступает, поэтому предпринимателям стоит серьезно отнестись к своевременной оценке своих налоговых рисков и подготовке к проверкам. В случае выявления нарушений по результатам выездной проверки у компании может возникнуть уголовное дело или налоговый орган может инициировать процедуру ее банкротства. Владелец или руководитель компании может оказаться привлеченным к субсидиарной ответственности.

Руководитель налоговой практики компании «КСК ГРУПП», кандидат юридических наук Роман Шишкин, дал ценные советы о подготовке организации к налоговой проверке. Если камеральная налоговая проверка превращается в выездную, то необходимо подготовить документы и сотрудников таким образом, чтобы отстоять свою правоту в суде или на этапе досудебных разбирательств. Задача инспектора — доказать нарушения закона со стороны компании. К сожалению, инспекция не будет предупреждать о дате своего приезда и вправе нанести визит в любое время после вручения решения об инициации проверки. Не следует забывать об уведомлении всех постоянных контрагентов об ожидаемой проверке, для того чтобы они могли подготовить необходимые документы для подтверждения сделок.

Выездная налоговая проверка является наиболее сложной для организаций. Не всегда можно положиться на сотрудников своей компании или успеть самостоятельно изучить все нововведения в налоговое законодательство в короткий срок. В такой ситуации всегда можно обратиться за помощью к независимому специалисту в области аудита. Эксперты оказывают неоценимую помощь в случае оспаривания налоговых доначислений, подчеркивает Роман Шишкин.

По словам специалистов аудиторско-консалтинговой группы «КСК ГРУПП», заниматься оспариванием налоговых доначислений не раз приходилось. Например, компания, занимавшаяся поставкой угля, столкнулась с предъявлением доначислений в размере 10 млн рублей благодаря выездной налоговой проверке. Однако консультанты «КСК ГРУПП» сумели помочь клиенту до конца, их эксперты смогли оспорить решение ФНС о доначислениях, чтобы доказать, что сделки фиктивными не были. Подобный результат говорит о высоком профессионализме экспертов и их готовности к профессиональному анализу проблемы.

Не следует забывать, что главная задача клиента — получить решение своей задачи с заранее просчитанным экономическим эффектом. Компания «КСК ГРУПП» подтверждает свой профессионализм и лидирует в топовых рейтингах юридических и консалтинговых компаний в России.

ООО «КСК» имеет ИНН — 7725685410, ОГРН — 1107746010052. ООО «КСК АУДИТ» имеет ИНН — 7725546209, ОГРН — 1057747830337.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *