«Растаможка» грузов: от правовой базы и нюансов оформления документов до этапов процедуры и стоимости услуг

«Растаможка» грузов: от правовой базы и нюансов оформления документов до этапов процедуры и стоимости услуг

Если вы планируете вывезти груз за границу или ввезти что-то из другой страны в Россию, вам придется заниматься таможенным оформлением груза, который также известен как «растаможка». Для успешного прохождения этой процедуры вам необходимо собрать определенный набор документов и оплатить пошлину. Какие документы нужны и как избежать лишних затрат времени и денег в процессе таможенного оформления груза?

На всей территории Таможенного союза, включая Россию, сейчас действуют общие правила таможенного оформления, установленные в соответствии с Таможенным кодексом ТС (ТК ТС). Данный законодательный акт регулирует все вопросы, связанные с юридическими, экономическими и организационными процедурами, связанными с таможней и участниками ВЭД.

Естественно, наряду с ТК ТС, существует еще ряд нормативных актов, что направлено на регулирование вопросов, связанных с таможенным оформлением грузов. Некоторые из них могут давать разъяснения к конкретным положениям ТК ТС. В качестве примеров можно привести такие документы, как:

  • решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294, утвердившее «Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза»;
  • решение Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 года № 6 «О реализации механизма маркировки отдельных категорий товаров контрольными (идентификационными) знаками» и много других.

Таким образом, при таможенном оформлении необходимо учитывать требования, предъявляемые к данной процедуре законодательством Таможенного союза. Также необходимо быть внимательным к всем сопутствующим нормативным актам, чтобы избежать нарушений и неудобств в процессе ВЭД.

Основные типы таможенных процедур

Каждый представитель бизнеса, кто имеет дело с экспортом и импортом товаров, должен иметь хорошее представление о разных видах таможенных процедур и отличиях между ними. В соответствии со статьей 202 Таможенного кодекса Таможенного союза, существует 17 видов процедур, однако, на практике, чаще всего используются три, которые относятся к основным:

  1. Выпуск товаров для внутреннего потребления
  2. Экспорт
  3. Таможенный транзит

Выпуск товаров для внутреннего потребления

Процедура выпуска товаров для внутреннего потребления применяется в отношении товаров, которые были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза из других стран. Эти товары могут быть использованы в пределах территории Таможенного союза, после оплаты всех таможенных пошлин и налогов они могут быть свободно проданы на рынке. Более подробно о процедуре выпуска товаров для внутреннего потребления будет рассказано ниже.

Экспорт

Процедура экспорта используется при вывозе товаров за пределы территории Таможенного союза и предназначена для постоянного нахождения товаров за ее пределами.

Таможенный транзит

Процедура таможенного транзита подразумевает транспортировку товара через территорию Таможенного союза под таможенным контролем, включая проезд через государства, не входящие в состав Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин и налогов.

Таможенная процедура

Порядок и сроки таможенной процедуры

Таможенное оформление груза подчиняется определенным правилам и всегда проходит по некоему алгоритму, который включает несколько этапов. Первый этап - подготовка сопроводительных документов, второй - оплата таможенных платежей (сборы, налоги и пошлины), а третий этап - непосредственное таможенное оформление груза (прохождение таможенного контроля). Строго регламентированы сроки не всех этапов, однако, все этапы процедуры являются важными и немаловажными в процессе экспорта товаров.

Некоторые из сроков таможенной процедуры строго регламентированы законодательством, другие - могут варьироваться. Например, сроки уплаты налогов и пошлин регламентируются статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 Кодекса. Согласно статье 160 Таможенного кодекса Таможенного союза, перевозчик обязан совершить таможенные операции не позднее чем через 3 (три) часа после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если другой срок не установлен таможенным законодательством. В свою очередь, статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что решение о допуске товара на территорию ТС должно быть принято не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации (подачи) таможенной декларации.

Сроки прохождения таможенной процедуры могут быть существенно сокращены, если вы подготовите весь пакет документов и оформите декларацию как можно быстрее. Это позволит избежать задержек и снизит риск штрафов за оформление документов с опозданием. Однако, важно помнить, что перед ввозом или вывозом груза необходимо зарегистрироваться как субъект внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Статья: Как оформить таможенные документы

Перед прохождением таможенной процедуры необходимо подготовить определенный пакет документов, который зависит от целей ввоза, типа груза и процедуры. Список документов, которые нужно предоставить, установлен в статьях 183 и 184 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В обычной ситуации вам потребуется следующая документация:

  1. Подтверждение полномочий заявителя.
  2. Список бумаг, подтверждающих факт владения, пользования и распоряжения товаром (внешнеторговый договор со всеми вложениями и спецификациями, паспорт сделки, инвойс, переведенный на государственный язык территории, где расположен таможенный орган, и заверенный печатью).
  3. Транспортные документы (накладная СМГС, авианакладная, ТТН, коносамент в случае морских перевозок, документ о страховании груза и т.д.), включая регистрацию транспортного средства в случае автомобильного транспорта.
  4. Документы, подтверждающие соблюдение законодательства стран-членов Таможенного союза в отношении ограничений.
  5. Документы на товар (акт загрузки, упаковочные листы, содержащие в том числе сведения об упаковке, весе товара), подтверждающие место происхождения (сертификаты, протоколы испытаний и т.д.) и факт оплаты товара.
  6. Бумаги, подтверждающие классификационный код товара по ТН ВЭД.
  7. Платежные документы, подтверждающие уплату таможенных сборов (таможенная пошлина, акцизный сбор, НДС, таможенные сборы) или наличие права на льготы.
  8. Подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров (см. п.4 ст. 65 Таможенного кодекса Таможенного союза) (экспортная декларация страны происхождения товара, калькуляция расходов на производство товара от фирмы-производителя, прайс-лист производителя или продавца ввезенных товаров, соответствующие документы с информацией о стоимости товаров в стране экспорта (котировки, коммерческие предложения), товарно-транспортные накладные с договорами и платежными поручениями и т.д.) с указанием метода расчета стоимости.
  9. Документ, подтверждающий соблюдение требований валютного контроля.

Если вы используете письменную форму декларирования, можно предоставлять оригиналы документов или их копии с заверением. В некоторых случаях заполнение электронной декларации не требует предоставления никаких копий или оригиналов документов, на основании которых она заполнена (см. статью 183, пункт 6).

Чтобы получить разрешение на вывоз товара с таможенной территории, вам нужно предоставить следующие документы:

  1. Грузовая таможенная декларация, форма ТД1, если ввозится товар одного вида, или ТД2, если товаров несколько. В общем случае документ необходимо подать до истечения срока временного хранения товаров.
  2. Декларация таможенной стоимости, форма ДТС1 или ДТС2.
  3. Корректировка таможенной стоимости, форма КТС1 для одного товара или КТС2 для нескольких товаров.

Если вы предоставили документы без ошибок и уплатили таможенные сборы, таможня даст вам разрешение на вывоз товара и вы сможете покинуть таможенный пункт.

Российский рынок услуг, связанных с таможенным оформлением, стал весьма популярным и востребованным. Однако, для многих предпринимателей список необходимых документов выглядит громоздким и непонятным. Чтобы избежать ошибок и сэкономить свое время, большинство бизнесменов обращаются за помощью к таможенным брокерам.

Таможенные брокеры - это профессионалы, которые хорошо знакомы с таможенным законодательством и помогают провести товар через таможню. Компании, предлагающие услуги таможенного брокеража, сегодня могут предоставлять своим клиентам целый набор услуг. Это как брокерские услуги, связанные с решением вопросов таможенного администрирования и проведением согласования таможенных процедур, так и консультационные услуги, например, юридические консультации в области таможенного законодательства.

Компании-брокеры также могут предложить клиентам экспедиционные услуги, связанные с сопровождением грузов и их таможенным оформлением за границей, транспортные услуги, направленные на перевозку грузов, а также складские услуги, связанные с хранением грузов и их маркировкой. В настоящее время большинство крупных компаний, занимающихся таможенным брокеражем, предоставляют все виды услуг в комплексе. Однако клиенты имеют возможность выбирать наиболее необходимый им этап именно на этапе оформления груза.

Стоимость услуг по выпуску товаров на свободный оборот («растаможке») зависит от множества факторов, что делает невозможным назвать точную цифру. Общий расчет стоимости включает в себя оплату:

- заполнения декларации, чья цена напрямую связана с количеством единиц товара;

- всех необходимых сборов и платежей;

- услуг по хранению груза в таможенном терминале или на складе компании;

- сопровождения документов, требующихся для выезда товаров из таможенной зоны.

Перед обращением к брокеру рекомендуется ознакомиться со средней ценой услуг в нескольких компаниях, чтобы сравнить их. Более дешевые цены, чем у конкурентов, могут быть связаны с использованием серыми брокерами — незаконными схемами, которые предлагают подобные организации. В лучшем случае, работая с этими людьми, вы можете стать соучастником преступления и понести соответствующие риски. Возможно, недорогие компании не намерены нарушать законы, однако, у них может отсутствовать опыт взаимодействия с таможней и необходимых документов, подтверждающих статус брокера. Это особенно важно учитывать при работе со вновь созданными организациями, которые не планируют работать в отрасли на долгосрочной основе.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *