Тренинги по продажам: как выбрать лучшие для менеджеров и руководителей
Квалификация сотрудника отдела сбыта прямо влияет на успех работы отдела продаж. Чем выше уровень квалификации, тем более эффективно функционирует компания в целом. Одним из методов повышения прибыли организации является увеличение качества продаж и повышение квалификации персонала в отделе сбыта. Стандартизация работы отдела также играет важную роль в успешном функционировании. Возможность оценки продуктивности сотрудников отдела продаж становится возможной с помощью системы оценки качества продаж и ее стандартизации. Система оценки, помимо повышения уровня общения с клиентами, также позволяет сократить затраты на содержание отдела сбыта.
Для решения управленческих задач и повышения качества работы компании можно использовать бизнес-тренинги. Они помогут построить рабочую команду, мотивировать сотрудников, принимать и внедрять решения. Как правило, различают тренинги для руководителей и для топ-менеджеров. Тренинги для топ-менеджеров предполагают индивидуальный подход к каждому участнику с учетом занимаемой им должности и личностных характеристик.
За последнее десятилетие стало очевидным, что не каждый специалист умеет успешно продавать. В связи с этим стала популярной практика проведения различных тренингов, посвященных овладению навыками продаж. Тем не менее, не все руководители понимают целесообразность проведения таких тренингов. В данной статье мы постарались дать ответ на вопрос о том, насколько полезны в действительности тренинги по продажам для менеджеров, какие методики могут быть применены для повышения эффективности бизнеса и какие задачи они помогут решить.
Тренинги по продажам: ключевые элементы эффективной системы продаж
Низкая эффективность продаж связана с отсутствием четкой, понятной и профессионально работающей системы. Ее ключевые элементы включают:
- Грамотное управление персоналом
- Высокий уровень мотивации продающих сотрудников
- Отличная осведомленность о специфике продаваемых товаров и/или услуг
- Стандартизация и контроль процессов сделки
- Знание клиента и его потребностей
- Грамотный маркетинг
- Постоянный анализ статистики продаж
Успех продаж напрямую зависит от профессионализма, навыков и заинтересованности менеджера. Однако, увольнение неэффективных сотрудников не всегда является верным путем. Часто проблема кроется в неправильном строительстве стратегии работы с персоналом.
Этот фактор напрямую связан с первым пунктом. В наиболее успешных компаниях менеджеры работают с энтузиазмом, так как хорошие продажи — это объект их личного интереса.
Менеджер должен дать клиенту доскональную информацию о продукте, рассказать о всех его преимуществах.
Поиск новых клиентов и поддержание отношений с существующими, правильное использование каналов продаж, налаживание обратной связи, последующий сервис — все эти моменты должны подчиняться разработанной методологии и строго отслеживаться.
Сбор и анализ сведений о реальных и потенциальных потребителях, оценка покупательского поведения в динамике и непрерывное взаимодействие с целевой аудиторией — это ключевой фактор успеха в продажах.
Успешный руководитель понимает, что эти умения и способности не появляются из ниоткуда. Большая редкость, когда в компанию приходит идеальный продавец — талантливый, горячо увлеченный работой, прекрасно осведомленный именно о вашем товаре и т.д. Поэтому успешные компании широко практикуют обучение менеджеров по продажам.
Эффективность тренинга для продающих сотрудников, как правило, оценивается по отдельным аспектам в каждом конкретном случае. Приведем два примера.
Кейс №1
Генеральный директор компании обратился в консалтинговую компанию, чтобы научить своих менеджеров грамотно проводить презентации. По итогам двухдневного тренинга менеджеры научились составлять и проводить интересные и продающие презентации. Через 6 месяцев после тренинга количество запросов выросло на 10%, что принесло доход в размере 3 200 000 рублей. Коэффициент ROI составил 225%.
Кейс №2
Перед крупной строительной компанией остро встала проблема низкой конверсии звонков в сделки. После тренинга, который обошелся руководству в 250 000 рублей, сотрудники научились подразделять клиентов на три группы и эффективно работать с каждой из них. За один квартал это дало увеличение конверсии из запроса в сделку в 2,7 раза и рост прибыли на 13 200 000 рублей. Коэффициент ROI достиг 5180%.
Тренинги по технике продаж – это необходимость для продавцов, но и программы для руководителей тоже существуют. Итак, начальник отдела сбыта должен знать, как разработать и организовать продажи, чтобы контролировать деятельность менеджеров.
Однако, тренинги по продажам не являются универсальным решением для бизнеса, они могут быть эффективными лишь при правильном использовании. Одним из ключевых факторов успеха является всеобъемлющий подход. Если в компании не будет установленных приоритеты продаж, то проведение отдельного тренинга не даст значимой отдачи. В этом вопросе необходимо находить решение комплексно, направляя все отделы сбыта по тому же пути путем использования различных методов и технологий для обучения персонала.
В чем суть всестороннего подхода к улучшению работы сбытовых подразделений
Как показывает практика, тренинги по продажам дают наиболее ощутимые результаты, если их внедрение сопровождается всесторонним подходом к организации работы сбытовых отделов. Зачастую, проблемы неэффективной работы сбытовых подразделений связаны с низким уровнем профессионализма сотрудников, неумением использовать нужные навыки или недостаточным уровнем мотивации. Иногда в компании вообще отсутствует система продаж. Решение всех этих проблем требует комплексного подхода.
В рамках всестороннего подхода обычно внедряются стандарты качества работы сбытовых подразделений, формируется система оценки с эффективными критериями, а также идет обучение сотрудников. В комплексе это приводит к росту прибыльности компании.
Компания КСК групп является экспертом в данной области. Перед тем, как начать тренировки, специалисты проводят анализ работы сбытовых отделов и разрабатывают методики в соответствии с результатами. В результате окончания программ обучения, участники получают инструменты, при помощи которых они могут совершенствовать свои навыки самостоятельно, повышая эффективность работы своего отдела.
Более 5000 проектов успешно были реализованы специалистами компании КСК групп за более чем 20 лет работы в данной сфере.
Тренинги по продажам сфокусированы на изучении специфики продукта, будь то ассортиментный, продуктовый или технологический.
Продажа товара без соответствующей информации о нём остается невозможной. Только обладая полной информацией о продукте, менеджер может предоставить клиенту информацию, которая его заинтересует и будет стимулировать к заключению сделки.
Современный бизнес признает экспертность и стремится к ней. Специалист, который может выступать в качестве компетентного консультанта, вызывает гораздо больше доверия у клиентов, чем продавец, который знает о товаре крайне мало и стремится лишь продать товар любыми способами.
Цель продуктовых тренингов состоит в том, чтобы превратить обычных менеджеров в настоящих экспертов, которые могут эффективно продвигать свой товар.
Рекомендуется проводить тренинги по изучению продукта во время выпуска новой продукции на рынок, внедрения новых технологий и расширения ассортимента. При работе в компании все сотрудники должны уделить должное внимание изучению продукции и услуг, которые продвигаются.
Тренинг по продажам, ориентированный на изучение продукта, помогает достичь ряда важных целей:
- Систематизация знаний о продукте.
- Формирование у продающих менеджеров и руководителей четкого понимания особенностей товаров и услуг компании: технических характеристик, уникальных особенностей, конкурентных преимуществ, ценовой политики, и так далее.
- Развитие навыков правильной презентации продукта.
- Определение уникального торгового предложения и позиционирования продукта.
- Продвижение лояльности сотрудников к бренду, что также имеет огромное значение для успешных продаж. Поскольку известно, что сотрудники, которые верят в свой продукт, смогут более убедительно презентовать оный своим потенциальным клиентам.
Тренинги по продукту делятся на внутренние и внешние, каждый из которых имеет свои предпочтительные варианты.
Внутренний тренинг является прерогативой специалистов компании, и для продуктового обучения не обязательно приглашать профессионального тренера, поскольку в данном случае более важным фактором является знание предмета. Ведь большие компании оснащены штатом квалифицированных специалистов, которые на равне с обязанностями по продажам продукции и услуги, могут осуществлять обучение сотрудников.
Тренеры, осуществляющие внутрикорпоративный тренинг, как правило, глубже понимают продукт, так как работают с ним на протяжении длительного времени. Кроме того, находясь внутри процесса, они могут оперативно адаптироваться к постоянно меняющимся потребностям обучения.
Статья о том, как тренинги помогают сотрудникам продаж справляться с жестким конкурентным окружением, различных типах тренингов и их преимуществах.
Один из типов тренингов, который используется значительно реже, - внешний тренинг. Он сопряжен с привлечением сторонних экспертов и может быть актуальным, когда компания осваивает новое направление работ.
Существует множество различных типов продуктовых тренингов. Некоторые из них предназначены для обучения отдела продаж, тогда как другие направлены на повышение компетентности руководителей.
Но важно понимать, что энтузиазм, набранный в ходе тренингов, может быть кратковременным и может привести к упадку мотивации, если специалист не овладеет необходимыми навыками и техниками продаж. Подобные сотрудники быстро растеряют уверенность в жестких «полевых» условиях и демотивируются. Поэтому мотивационный тренинг работает только в дополнении к комплексной программе обучения персонала продажам.
Навыковые тренинги направлены на обучение сотрудников инструментам и техникам продаж, что позволяет им быть готовыми к работе в любом конкурентном окружении.
Как можно понять из названия, предназначение тренингов этого типа заключается в улучшении профессиональных навыков у сотрудников. В настоящее время наиболее значимой является переподготовка в области техник продаж.
Занятия, рассматривающие эту тему, - пожалуй, самые популярные и востребованные. Рабочие опытности и умения - это наиболее важные инструменты, доступные работникам отдела продаж. Без этих навыков трудно говорить о профессионализме.
Уместно проводить тренинг по развитию навыков регулярно. Это дает возможность новым сотрудникам быстро освоить наиболее актуальные и эффективные техники продаж, а также дает возможность менеджерам, которые давно работают в организации, обновить свои знания и улучшить имеющиеся у них навыки.
Существует множество тренингов по обучению технике продаж, которые решают различные задачи в зависимости от их назначения и содержания. Они могут помочь менеджерам научиться:
- устанавливать контакт с потенциальным клиентом;
- выяснять потребности, используя тактику вопросов;
- грамотно презентовать продукт;
- правильно осуществлять холодные звонки;
- уверенно вести себя при личной встрече с клиентом;
- работать с возражениями;
- проводить переговоры о цене;
- помочь урегулировать конфликтные ситуации с недовольными клиентами;
- сохранять и удерживать клиентов при помощи современных и эффективных приемов и технологий и многое другое.
Тренинги по эффективным продажам проводятся внутри организации и вне ее. Для подготовки менеджеров во многих компаниях есть учебные центры. Каждый новый сотрудник проходит внутрикорпоративный курс обучения продажам за счет использования собственных ресурсов, что позволяет компаниям оптимизировать свои затраты.
Несмотря на это, внешние тренинги по активным продажам оказывают гораздо более сильное воздействие. Во-первых, они проводятся профессионалами, для которых обучение в сфере бизнеса является основным занятием. Во-вторых, внешние тренинги вызывают участников к более ответственному пониманию и большей лояльности, что благоприятно сказывается на результативности обучения.
Фото: freepik.com